2, 3 и 4 июня 1978 года в Московском кинотеатре «Варшава» фильмы не демонстрировались, однако и днем и вечером зал был переполнен, а за его пределами оставались сотни желающих попасть на концерты. Отчаявшись, они даже не спрашивали: «Нет ли у вас лишнего билета?» Так проходил VI Московский городской фестиваль советской эстрадной и джазовой инструментальной музыки, проводимый Московской организацией Союза композиторов РСФСР и Московским объединением музыкальных ансамблей.
Насколько долгожданным был этот фестиваль, настолько и удачным. Если раньше наших музыкантов нередко упрекали в подражательстве, то теперь у них, бесспорно, есть свое отношение к жанру: их творческие поиски вполне убедительны. Все двадцать девять ансамблей, выступивших на фестивале (кстати сказать, работающих в самых различных стилях), показали себя как коллективы самобытные, высокого профессионального уровня.
Три из них представлены на этой пластинке.
Одним из лучших на фестивале был признан ансамбль «Аллегро» под управлением пианиста и композитора Николая Левиновского. Созданный десять лет назад в Саратове, коллектив этот неизменно становился лауреатом многих фестивалей, проходивших в Куйбышеве, Донецке, Днепропетровске, Воронеже и других городах. Ансамбль Н. Левиновского — коллектив высокой исполнительской культуры, а его ритм-секция (В. Епанешников и В. Двоскин) занимает одно из первых мест в советском джазе.
«Московский джазовый фестиваль, — говорит Николай Левиновгкий, совпал с появлением новой волны интереса к джазу и открытием джазовых отделений в учебных заведениях. Искренне завидую нынешнему поколению молодых музыкантов.
На пластинке в исполнении ансамбля «Аллегро» записаны две пьесы: «Фантастический танец» задуман в форме скерцо. Мы стремились здесь к ярко выраженной ладовости, гротескности образов. Развернутые сольные импровизации продолжают гротеск, заложенный в теме. «Отдавали молоду» — пронизана русским мелосом. Эта пьеса продолжает серию фольклорных композиций — ту линию, которую мы стараемся проводить постоянно. Главным здесь для нас является сочетание русского лиризма с моторностью ритмики джаза. Смысловая кульминация — пространное соло контрабаса. Концовка как бы вопросительная, незавершенная, располагающая к ожиданию, продолжению. . .»
Участники ансамбля под руководством Александра Осейчука — дипломники эстрадного отделения Государственного музыкального училища имени Гнесиных. Коллектив создан в 1976 году, неоднократно выступал на студенческих концертах. В его репертуаре — джазовая классика и пьесы советских авторов, обработки и аранжировки которых сделаны педагогом училища по классу саксофона и ансамбля А. Осейчуком.
Композицию эстонского автора Уно Найссоо «Твои глаза», которую вы услышите в исполнении ансамбля «Осейчука», можно отнести к произведениям советской классической джазовой музыки. Создана она в традиционной форме — баллады. Аранжировка сделана с учетом исполнительского мастерства участников ансамбля.
Биг-бэнд Владимира Коновалова организован в 1971 году. Коллектив часто выступает с концертами, а в 1973 году был делегирован на джаз-фестиваль в Днепропетровск, где был признан одним из лучших. В марте 1976 года оркестр В. Коновалова стал коллективом Московского объединения музыкальных ансамблей. В составе нового оркестра преимущественно профессиональные музыканты. Оркестром руководит талантливый композитор, пианист и дирижер Владимир Коновалов.
«Для меня фестиваль стал большим праздником, — говорит В. Коновалов. — я готовился к нему как к особому торжеству в моей жизни. Наш оркестр много репетировал: хотелось выступить как можно лучше. На фестивале мы исполнили три пьесы, которые прозвучат на пластинке.
Вы услышите вначале обработку русской народной песни «Ноченька». Нам хотелось облечь песню в джазовую Форму, но чтобы она не потеряла при этом своей первозданной напевности.
Композиция В. Вилиева «Авторалли» прельстила меня своей динамичностью и емкостью. Пьеса исполняется в очень быстром темпе и располагает к виртуозному саксофонному соло.
Пьеса «Предание Араратской долины» была написана в 1973 году. Музыка ладовая, основанная на армянском фольклоре. Это крупная для джаза форма со сменой ритмов и большими сольными эпизодами трубы и ударных».
Все три коллектива имели, как, впрочем, и остальные ансамбли, большой успех. Фестиваль убедительно продемонстрировал, что советские композиторы, аранжировщики и исполнители работают на уровне самых высоких требований.
Г. Д о з и н