Каталог советских пластинок
Виртуальная клавиатура
Форматирование текста
Наверх
English
Авторизация
Концерты для хора
Сторона 1
№ XVI. «Вознесу Тя, Боже мой» — 7.28
№ III. «Господи, силою Твоею возвеселится царь» — 9.27
№ XXXV. «Господи, кто обитает в жилищи Твоем?» — 8.34

Сторона 2
№ V. «Услышит тя Господь в день печали» — 7.33
№ XXVII. «Гласом моим ко Господу воззвах»— 15.15

На церковно-славянском языке
Государственный камерный хор Министерства культуры СССР. Дирижер ВАЛЕРИЙ ПОЛЯНСКИЙ

Запись произведена в Успенском кафедральном соборе г. Смоленска

Звукорежиссеры: И. Вепринцев, Е. Бунеева
Редактор Л. Абелян
Рисунок Ю. Перевезенцева
Оформление художника В. Акопова
Фото В. Куприянова
Запись 1988 г. (цифровая)

см. также компакт-диск SUCD 10 00031

Рассказывая о концертах Дмитрия Бортнянского во вступительной статье к предыдущей пластинке этой серии, мы сделали акцент на том, каким образом сохранились до наших дней сами музыкальные памятники — нотные издания. Но, как известно, физическая сохранность нот — это далеко не гарантия художественной выживаемости музыкальных произведений. Сколько существует великолепно оформленных и тщательно сохраняемых экземпляров бездарных опусов! Может, оттого они так и сохранились, что никто и никогда их не играл?
Музыку Бортнянского исполняли и исполняют. Самый пик прижизненной популярности его хоровых концертов пришелся на 1780-е годы. У этой популярности было несколько слагаемых: личность, облик и общественное положение самого Бортнянского; объективная музыкально-эстетическая реальность России того времени, в которой духовный концерт занял одно из ведущих мест; точнейшее совпадение стиля Бортнянского с окружающей интонационно-звуковой средой. Остановимся на первом.
До того как Бортнянский стал увенчанным славой и респектабельным директором Придворной певческой капеллы, — что произошло 11 ноября 1796 года, на пятый день правления Павла I, и повлекло за собой быстрое продвижение в званиях, вплоть до действительного статского советника,— композитор прожил первую половину своей творческой жизни в несколько ином ключе.
В 1779 году Бортнянский вернулся на родину после 10-летнего пребывания в Италии, где он учился и совершенствовался в музыкальной композиции и пении. Десять лет — это очень много. Обычное время пребывания «пенсионеров» всех специальностей — вдвое, а то и втрое меньше. Причиной его задержки послужило отвлечение молодого человека от занятий с почтенным маэстро Б. Галуппи на разного рода деятельность при графе А. Г. Орлове. Первые годы пребывания Бортнянского в Италии совпали с русско-турецкой войной 1768 — 1775 годов, и Бортнянский, с его южноевропейской внешностью и знанием итальянского языка, выполнял ряд поручений, начиная, видимо, от разведывательного характера — до участия в экспедициях под командованием князя Ю. В. Долгорукова, связанных с открытием второго фронта на Балканах.
Результат пренебрежения музыкальными занятиями не замедлил сказаться. Опера, заказ на которую Бортнянский получил по протекции русского поверенного в делах Венеции маркиза П. Маруцци и успешная постановка которой должна была стать чем-то вроде выпускного экзамена по окончании учебы, жестоко провалилась. Это была опера «Креонт» (Венеция, 1776). Следов ее партитуры никто пока не видел. Вполне возможно, что автор в расстройстве ее уничтожил, а, может быть, в дальнейшем и использовал отдельные ее фрагменты в других сочинениях. Донос Маруцци И. П. Елагину, тогдашнему управляющему императорскими театрами (из которого эта история и известна), не заставил себя ждать. Однако вместо взыскания Бортнянский получил продление пребывания в Италии. Чтобы реабилитировать себя, молодому композитору пришлось написать еще две оперы: «Алкид» и «Квинт Фабий». Обе были поставлены в одном — 1778 году, после чего Бортнянского пригласили на родину. Он был приветливо принят, получил хорошее жалованье, экипаж и был назначен «директором вокальной музыки» в Придворной певческой капелле.
В эти годы имя Бортнянского было овеяно романтическим ореолом военных подвигов, приключений. Удачные постановки последних опер вполне могли быть расценены как покорение Италии. В печати появились две красивые, в галантном стиле духовные пьесы и французский романс. При этом анонимный издатель намекнул в рекламном объявлении в «Санкт-Петербургских ведомостях», что г-н Бортнянский находится под покровительством некоей знатной особы. Создавались живописные портреты Дмитрия Степановича. Популярность его стремительно росла.
В середине 1780-х годов творчество Бортнянского было особенно интенсивно. Нужно было не только сочинять духовно-хоровые произведения и разучивать их с певчими капеллы, но и обслуживать всевозможные театральные и развлекательные затеи Павловско-Гатчинского двора. Предание о том, что композитору приходилось иногда писать свои концерты в карете, кажется вполне правдоподобным.
Но по мере того как росла его популярность, положение Бортнянского переставало соответствовать престижу, даже при том, что в 1784 году его назначили учителем музыки великой княгини Марии Федоровны. Все это были вторые роли, а мастер уже заслуживал большего. Однако народ любит артистов не за чины и звания. Более того, их несоответствие таланту всегда добавляет популярности в демократической среде. Известность переходила в моду, поветрие, ажиотаж.
Написанные конкретно-утилитарно для придворной церкви как атрибуты духовного освящения церемоний императорского двора, концерты Бортнянского моментально расходились в различных социальных слоях общества. Их пели в учебных заведениях, в домашней обстановке (камерно-вокальными составами, иногда с инструментами), перекладывали для роговых оркестров, для духовых составов, всевозможных ансамблей. Но особенно репертуарны они были в крепостных капеллах, которые именно в эти годы и во многом благодаря Бортнянскому заводились в каждой крупной дворянской усадьбе. Помещики оживленно обменивались нотами, обсуждали достоинства тех или иных концертов, выясняли авторство, хвалились капельмейстерами и певчими. Резко активизировалась купля-продажа крепостных певчих, особенно ценились умеющие петь в новой, «итальянской» манере. Наиболее образованные крепостные музыканты стали сочинять сами, разумеется, поначалу в подражание Бортнянскому. Бортнянского так хотелось петь, что ему приписывали многое из того, что было любимо и популярно помимо его собственной музыки. Его имя можно встретить даже среди сочинений партесной традиции, написанных в квадратной пятилинейной нотации.
Более стойкой к моде на Бортнянского оказалась монастырская певческая культура. Она противостояла светской городской моде, в то время как церкви в Петербурге и Москве превращались чуть ли не в концертные залы. «Славные певчие Казакова, которые принадлежат ныне Бекетову, поют в церкви Димитрия Солунского в Москве. Съезд такой бывает, что весь Тверской бульвар заставлен каретами. Недавно молельщики до такого дошли бесстыдства, что в церкви кричали «фора». По счастью, хозяин певчих имел догадку вывести певчих вон, без чего дошли бы до большей непристойности»,— писал архиепископ Макарий в письме к сыну. Таким образом, в 1780-е годы, особенно в середине, во второй половине, концерты Бортнянского можно было услышать повсюду в миру: в домах, на улице, в учебных заведениях и, нередко, в церкви. Породив мощное движение концертно-хорового творчества, они в дальнейшем, в 1790-х годах, уже конкурировали с творчеством С. Дегтярева, А. Веделя, Дж. Сарти, Л. Гурилева, В. Пашкевича и многих других авторов. Эти новые условия в свою очередь повлияли на изменения в стиле концертов самого Бортнянского. Но и тогда он оказался на высоте своего удивительного таланта и мастерства.
М. РЫЦАРЕВА

Dmitri Bortnyansky (1751 — 1825) was a leading composer in Russia of his time. His concertos were among the best achievements of a unique in Europe musical trend — choral concertos a capella. Bortnyansky was a great master of that genre who created about a hundred such works. They are not all preserved, some have long been considered anonymous. The most authoritative source is a collection of 35 four-part and 10 two-part concertos, as well as some semi-lithurgical works, edited and published by the composer in his late years.
The USSR Ministry of Culture Chamber Choir directed by Valeri Polyansky has been performing choral works by Bortnyansky ever since its inception consistently and faithfully educating the public in this form of music.