Каталог советских пластинок
Виртуальная клавиатура
Форматирование текста
Наверх
English
Авторизация
ЛЗГ, 29.09.88

В рок-музыке есть какое-то количество песен, которые вне зависимости от их музыкальных достоинств, стали явлениями социального порядка, знаками эпохи. Это, конечно, многие песни "Битлз", "Ты - солнце моей жизни" Стиви Уандера, «Песня иммигрантов» и "Лестница на небеса" «Лед Зеппелин», «Дом Восходящего Солнца» в исполнении "Энималз", «Мы победим» в исполнении Джоан Базз, «Мир — это мы» в исполнении сегодняшних звезд мирового рока, «Белый кролик» «Джефферсон Эйрплейн» и т. д. К таким песням относится и знаменитое «Удовлетворение» «Роллинг Стоунз».
В этой весне соединились очень многие характерные для «Роллинг Стоунз» черты: жесткий и — одновременно — завораживающий ритм, уходящий в ритм-энд-блюз; простой, "без выкрутас" рисунок песни; определенная, хотя, вполне возможно, и тщательно высчитанная небрежность исполнения; некоторый эпатаж публики, несомненная чувственность. Пожалуй, у группы не было другой песни, так ясно демонстрирующей, что славу рок-музыкантам делает отнюдь не голое техническое мастерство. Ну если разобраться — разве по голосовым данным Мик Джеггер идет хоть в какое-нибудь сравнение с другими певцами рока, не говоря уж о традиционной эстраде! Но хотя потом эту песню исполняли сотни других певцов, никто не смог передать ее внутреннее напряжение, ее пульсирующий ритм, ее «завод» так, как это сделал солист «Роллингов». Когда слушаешь записи концертного исполнения "Удовлетворения", поражаешься, сколько огрехов, неточностей допускают музыканты — и насколько это не имеет ни малейшего значения для восприятия песни. Она уже живет по своим законам.
Мы так подробно остановились на одной песне из двенадцати, представленных на этой пластинке, потому что, без сомнения, она самая знаменитая из всего обширного репертуара «Роллинг Стоунз». К тому же именно после нее и началась, в общем, всемирная слава группы. Несмотря на успех у публики, восторженные или, наоборот, суперругательные рецензии, ореол постоянного скандала, окружавший группу, лишь летом 1965 года, когда вышло «Удовлетворение», им удалось занять первое место в американском хит-параде. Сыграло свою роль, конечно, и то, что гневный, непримиримый текст песни, рассказывающей о постоянном манипулировании, оболванивании человека всей окружающей его жизнью — от рекламы до средств массовой информации,— оказался созвучным настроениям молодежи середины шестидесятых годов. Это была, по сути, первая песня "Роллинг Стоунз", содержащая резкую критику окружающей действительности.
Впрочем, и другие записи «Роллинг Стоунз» этого периода выдержали испытание временем: диск "Out Of Our Heads", представленный на настоящей пластинке песней «Каменное сердце», сорокапятка «Слезай с моего облака», альбом "Aftermath" («Последствия», 1966 г.), откуда взято песен, предлагаемых вашему вниманию, или «синглы» «19-й нервный кризис» и «Окрась все в черное». Во многих композициях середины шестидесятых годов появляется новое для «Роллинг Стоунз» настроение — издевка, едкая сатира на мир вокруг: будь то «19-й кризис», «Глупая девушка» или, особенно, песня «Маленький помощник мамы», высмеивающая дуреющих от однообразной жизни домашних хозяек, которые находят единственное убежище в различных успокаивающих и тонизирующих таблетках.
1965 и 1966 годы были очень напряженными в жизни ансамбля. Чтобы понять, в какой бешеной гонке жили музыканты, достаточно взглянуть на их расписание.
1965 год. Январь — турне по Ирландии, гастроли в Австралии, две записи на телевидении, запись пластинки в Лос-Анджелесе. Февраль — гастроли в Новой Зеландии, Сингапуре и Гонконге. Март — большое турне по Англии, гастроли в Скандинавии, запись на ТВ. Апрель — гастроли в ФРГ, Франции (концерт в «Олимпии»), Канаде, начало выступлений в США, концерт в Лондоне и по ТВ.
Май — гастроли в США, запись на американском ТВ, записи пластинок в Чикаго и Лос-Анджелесе. Июнь — серия концертов в Шотландии, гастроли в Скандинавии, две записи на ТВ. Июль — серия концертов по Англии, запись пластинки в Лос-Анджелесе. Август — концерты в Лондоне, Манчестере, выступление по ТВ, подписание нового пятилетнего контракта с фирмой «Декка», выпуск «Удовлетворения». Сентябрь — турне по Ирландии, концерт на острове Мэн, гастроли в ФРГ и Австрии, выступление по ТВ, начало турне по Англии. Октябрь — окончание английских гастролей, турне по Канаде и США. Декабрь — выступление по ТВ. Последний месяц года оказался почти свободным, потому что в самом его начале Кит Ричард попал в больницу, получив сильный удар током.
1966 год. Январь — работа в студии грамзаписи в Англии. Февраль — запись на ТВ в США, гастроли в Австралии и Новой Зеландии. Март — гастроли по Европе. Апрель — работа в студии грамзаписи в Англии. Май — три выступления по ТВ. 14 июня — Мик Джеггер попадает в больницу в результате полного нервного и физического истощения, но уже 23 июня «Роллинг Стоунз» начинают гастроли по США и Канаде, которые продлятся весь июль. Август — записи пластинки в Лос-Анджелесе, выступления по ТВ в США и Англии, гастроли в ФРГ, начало гастролей по Англии. Сентябрь — гастроли по Англии. Октябрь — окончание английских гастролей и начало турне по США и Канаде. Ноябрь — работа в студии грамзаписи. Декабрь — в ежегодной анкете газеты «Нью Мюзикл Экспресс» «Роллинг Стоунз» признаны лучшей британской группой в стиле ритм-энд-блюз. Песней года стало «Удовлетворение». Группа получила 20 золотых дисков. Надо еще добавить, что в течение этих двух лет вышло два документальных фильма о группе, а в январе 1967 года — их диск «Между пуговицами».
Неудивительно, что у всех членов группы возникли серьезные семейные проблемы; ощущение бешеной гонки, постоянного напряжения, нервной вздернутости присутствует практически во всех их песнях того времени.
Впрочем, справедливости ради, надо отметить, что «Роллинги» сами выбрали такой путь, добровольно пошли на постоянную нервную экзальтацию, бросая вызов не столько социальному порядку своими песнями, сколько общественной нравственности — своим поведением. Кстати, может быть, поэтому так отличаются студийные записи того времени от концертного исполнения тех же песен. В спокойной, деловой, серьезной обстановке студии музыкантам не хватало «подкачки» визжащей толпы, когда сцена и зал как бы соревновались в экстравагантности поведения.
Такое напряжение не могло не сказываться на исполнителях. Все больше уходил в себя и — в этом была его трагедия — в наркотики Брайан Джонс. Все чаще после концерта музыканты падали от изнеможения. Все чаще «завода» на сцене не хватало до конца выступления — это видно даже на примере отобранного для пластинки "Get Yer Ya-Yas Out" нью-йоркского концерта 1969 года.
Но большинство студийных записей были высочайшего класса. Можно спорить о том, какой период в творчестве «Роллинг Стоунз» был самым продуктивным, а какой — самым неудачным, но середина шестидесятых годов была, без сомнения, их звездным часом. Хотя, возможно, и не единственным.
АНДРЕЙ ГАВРИЛОВ

При составлении пластинки были использованы записи из коллекций А. Белявцева и М. Гулина (Москва), которым Студия выражает благодарность.