АОЛЗГ. Типография АЗГ, без указания № заказа и тиража
В истории поп-музыки середину 70-х годов чаще всего связывают с успехом ансамбля «Смоуки». (Во всяком случае так свидетельствуют различные музыкальные издания). Пожалуй, это справедливо, если принять во внимание шумный успех, которого во многих странах мира добился этот коллектив из Великобритании. Что же касается главного — музыки, то здесь ансамбль был далеко не новаторским, хотя на фоне многих весьма похожих друг на друга коллективов у него, несомненно, было свое лицо. Его участников отличало незаурядное исполнительское мастерство, хорошие вокальные данные.
Одной из причин успеха ансамбля «Смоуки» называют и определенный в те годы спад в развитии британской поп-музыки: хард-рок, как одно из ведущих направлений начала 70-х годов, уже «выдохся», а новых лидеров, подобно «Битлз», которые бы увлекли слушателей оригинальными музыкальными идеями, не было.
То, с чего начался в 1975 году взлет «Смоуки», было как бы синтезом лучших традиций бит-музыки предыдущего десятилетия. Именно это и принесло ансамблю неожиданное признание.
Впрочем, в успехе «Смоуки» «повинны» не только эти обстоятельства. Их восхождению на вершину музыкального Олимпа предшествовали восемь лет кропотливой работы и серьезных поисков собственного пути.
Ансамбль был создан в 1967 году Крисом Норманом и его друзьями Терри Аттли и Эланом Силсоном, которым в то время было по шестнадцать-семнадцать лет. (То была обычная любительская школьная группа, которых в Британии насчитывалось тысячи). Но юношеская увлеченность со временем не угасла и привела их на профессиональную сцену.
«Элизабетенз», так первоначально назывался ансамбль, в последующие годы выступал в клубах и кабачках Брэдфорда, окрестностями которого и ограничивалась его популярность. В 1973 году к ансамблю, уже переименованному в «Кайнднес» («Доброта»), присоединился талантливый ударник Пит Спенсер из подобной полупрофессиональной группы «Чевронз». В то время «Смоуки» пытаются добиться контракта с фирмами грамзаписи, но безуспешно.
Удача пришла неожиданно. Во время выступления в лондонском клубе Хэтчетт их услышали весьма известные в мире шоу-бизнеса композиторы Майк Чэпмэн и Ники Чинн, которым понравился слаженный коллектив. Они отметили исполнительские возможности гитариста Нормана (который также удачно выступал и как композитор и аранжировщик), четкую игру бас-гитариста Терри Аттли и соло-гитариста Элана Силсона, да и ударник Спенсер был на своем месте. Подкупало и то, что трое из ребят неплохо поют. И, наконец, самое главное — в ансамбле ощущался определенный музыкальный стиль.
Так на свет появились «Смоуки». Был подписан контракт с фирмой «РЭК». Специально для ансамбля пишут Чинн и Чэпмэн, и вот уже в начале 1975 года выходит первый альбом «Передай по кругу», а вслед за ним долгоиграющая пластинка «Постоянно меняясь», которым сопутствовал успех. В хит-парадах появляются композиции из двух первых дисков ансамбля, а также песня «Если ты думаешь, что любишь меня» и другие.
Но у неожиданного успеха оказалась и другая сторона. «Смоуки», которые пытались найти свой путь, свое лицо в мире поп-музыки, вынуждены были главным образом записывать на пластинки боевики Чинна — Чэпмэна. На этом настаивала фирма, прекрасно знавшая коммерческую хватку «двух Че», не без успеха комбинировавших различные направления поп-музыки, инструментальные и вокальные находки рока 60-х — начала 70-х годов. Это был уже проверенный путь — именно так Чинн и Чэпмэн делали популярность Сьюзи Кватро, ансамблям «Свит» и «Мад».
«Если бы у нас была возможность выбора, — говорил в те годы лидер группы Крис Норман, — мы бы записывали на пластинки свой репертуар. Но все решает граммофонная фирма, а она отдает предпочтение Чинну и Чэпмэну, потому что они всегда пишут боевики. Нам бы хотелось сменить звучание ансамбля, петь несколько иначе. Не хочется, чтобы тебя сравнивали, скажем с «Лед Зеппелин», а чтобы уважали за то, что ты делаешь сам!».
Начиная с 1976 года собственные композиции «Смоуки» постепенно начинают занимать в их репертуаре все больше и больше места. Они выпускают один альбом за другим: «Полночное кафе» (1976 г.), «Маленькие преступники» и «Яркие огни и задние аллеи» (1977 г.). В какой-то степени компенсируют свою неудовлетворенность работой на фирме «РЭК», записываются с известным певцом Донованом, помогают в качестве вокальной группы ансамблю «Хэви метал кидз».
В тот же период «Смоуки» начинают широкую гастрольную деятельность — они выступают в странах Западной Европы, США, всюду вызывая восторженный прием и, как это ни парадоксально, менее всего в самой Британии. Большим успехом пользуются такие их песни, как «Живя по соседству с Алисой», «Иголки и булавки», «Дикие, дикие ангелы». Сравнивая концертные выступления и студийные записи ансамбля, критики отмечали, что «Смоуки» больше всего удаются композиции в стиле, близком к английским народным песням и шотландским балладам, в стиле фолк-рок или кантри-рок.
После первых трех лет шумного успеха положение «Смоуки» в мире поп-музыки стабилизировалось: они продолжают сохранять популярность в европейских странах, хотя в самой Англии она по-прежнему невелика. Впрочем, отсутствие ажиотажа, очевидно, помогло участникам ансамбля сконцентрировать внимание на поиске собственного пути. Так, после длительной студийной работы в конце 1978 года они выпустили долгоиграющую пластинку, вызвавшую сенсацию среди критиков, — «Альбом из Монтрё», в котором большинство композиций принадлежало членам группы, а спустя год — альбом «Другая сторона дороги». Успех этих дисков явился свидетельством определенной творческой самостоятельности коллектива, их высокого исполнительского мастерства, умения удачно использовать в своих сочинениях элементы разных направлений рока.
Трезво оценивая этот успех, определяя место «Смоуки» в сегодняшней поп-музыке, Крис Норман, отвечая на вопросы журналистов со всей откровенностью сказал: «Я думаю, теперь мы знаем, кто мы такие — ансамбль, который (именно в Англии) никогда не будет в моде, потому что то, что мы делаем, это нечто среднее между «Битлз» и «Холлиз». «Битлз» были просто грандиозным событием, в то время как «Холлиз» так до конца «великими» и не стали, хотя и пользовались популярностью.
Пластинка «Лучшие песни Смоуки» была выпущена в 1977 году. В ней собраны композиции, записанные ансамблем в период с 1975-го по 1977 год, которые дают довольно полное представление о творческом портрете «Смоуки» тех лет.
В. Первухин