I сторона
Ария Фигаро (В. А. Моцарт. «Свадьба Фигаро», 1 д.) — 3.39
Ария Ренато (Дж. Верди. «Бал-маскарад», 3 д.) — 6.21
Ария Жермона (Дж. Верди. «Травиата», 2 д.) — 4.40
Ария Риголетто (Дж. Верди. «Риголетто», 2 д.) — 4.24
На итальянском языке
II сторона
Ария Елецкого (П. Чайковский. «Пиковая дама», 2 д.) — 4.30
Ария Онегина (П. Чайковский. «Евгений Онегин», 1 д.) — 4.48
Монолог Яго (Дж. Верди. «Отелло», 2 д.) — 5.17
Романс Демона (А. Рубинштейн. «Демон», 2 д.) — 4.26
Ария Папагено (В. А. Моцарт. «Волшебная флейта», 1 д.) — 2.54
На русском языке
ОРКЕСТР ГОСУДАРСТВЕННОГО АКАДЕМИЧЕСКОГО ТЕАТРА «ЭСТОНИЯ». Дирижеры: Н. Ярви (1), К. Раудсепп (6, 8)
СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР ЭСТОНСКОГО РАДИО. Дирижеры: Н. Ярви (2 — 4), Р. Матсов (5)
СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР ВСЕСОЮЗНОГО РАДИО. Дирижер Н. Ярви (7, 9)
Записи 1961 — 1969 гг.
Звукорежиссер-реставратор X. Педусаар. Редактор И. Ющук
В течение трех с лишним десятилетий Георг Отс был неразрывно связан с оперным театром, где его творчество стало поистине эталоном исполнительского мастерства. Записанные на пленку отрывки из опер позволяют теперь еще глубже осмыслить и оценить искусство рано ушедшего от нас выдающегося певца.
Здесь уместно вспомнить слова народного артиста СССР Антса Лаутера, утверждавшего, что не только музыкальный театр, но и любой драматический коллектив был бы счастлив иметь в своем составе Георга Отса — художника, живущего в создаваемых им образах.
Способность артиста выражать в музыке характер и эмоциональное состояние человека превращала его героев в живых людей. Неповторимыми остаются его прекрасный по тембру голос, богатство динамики и интонаций, чистота формы, цельность содержания и стиля, сценическое обаяние и высокая исполнительская культура. Будучи очень требовательным к себе, Отс никогда не следовал уже сложившимся стереотипам даже в тех партиях, которые исполнял в течение многих лет.
Легкость и утонченность музыки В. А. Моцарта была особенно близкой для голоса Г. Отса. В пластинку включена ария Фигаро («Свадьба Фигаро», 1 д.), в которой он с озорством и мягким юмором подтрунивает над самодовольностью наивного Керубино, а также веселая песня беспечного Папагено («Волшебная флейта», 1 д.).
Наряду с Моцартом любимыми композиторами Г. Отса были Дж. Верди, П. Чайковский и А. Рубинштейн. Из опер Верди представлены четыре различные по характеру арии. В интерпретациях артиста поражает искусство образного перевоплощения. В своем исполнении он передает и глубокий внутренний драматизм, и захватывающую экспрессию, и лиризм.
Полнота выражения этих чувств всегда сочетается у Отса со столь свойственным ему душевным благородством. Истинный шедевр исполнительского искусства — монолог Яго из оперы Верди «Отелло», в котором артист раскрывает жестокий цинизм жизненной философии этого героя.
В течение нескольких десятилетий Георг Отс с триумфальным успехом пел партию Евгения Онегина. Именно в этой партии он в 1964 году первым из эстонских певцов выступил на сцене Большого театра СССР, покорив столичную публику глубоко психологической трактовкой образа Онегина.
Неизменным успехом пользовался Г. Отс и в партии Демона. Только в Ленинграде он выступил в этой роли около 40 раз. Романс «На воздушном океане» — один из прекрасных образцов исполнительского искусства певца.
Слушая пластинку, нельзя не вспомнить, с каким безграничным уважением артист относился к публике, как мягко и ненавязчиво он умел настроить слушателей на понимание красоты и многогранности истинного искусства.
Хельга Тынсон