Каталог советских пластинок
Виртуальная клавиатура
Форматирование текста
Наверх
English
Авторизация
Мне всегда обидно слышать, когда Михаила Звездинского называют бардом. Бард — это самодеятельный музыкант, не очень грамотно аккомпанирующий себе на гитаре и поющий на все похожие и расхожие мотивчики стихи своего производства. Конечно, у бардовской песни есть свои блестящие и высокопрофессионапьиые вершины: В. Высоцкий. Ю. Визбор, А. Галич, Б. Окуджава, песни и, прежде всего, стихи которых вошли в сокровищницу русского искусства. Однако Михаил Звездинский пришёл к нам совсем с другой стороны. Заманчиво, но легкомысленно сравнивать М. Звездинского с вышеупомянутыми яркими личностями! Не дай Бог! Потому что Звездинский продолжает развивает совсем другие традиции — лучшие традиции русских "шансонье" первой половины ХХ века А. Вертинского, П. Лещенко, нашедших основу своего творчества в лирической, ностальгической, чувственной поэзии, названной в советское время «декадансом». Музыкальной же основой в этом жанре является так называемый «городской романс», расцветший к концу XIX века и переживающий сейчас в России своё второе рождение. Романс стал поистине массовым, народным жанром, опередив и рок и поп и эстрадную песню, выйдя далеко за пределы Союза и став одним из символов русского искусства. Ведущую роль в этом процессе играет высокоталантливое творчество Михаила Звездииского.
Истинность, неподдельность его лирики не может оставить равнодушным никого, кто имеет душу и сердце.
Я бы разделил все песни Звездинского на три основные группы. Первая — это песни, продолжающие одну из главных тем русской литературы и искусствa 20-х — 30-х гг., нашедших наиболее яркое воплощение в «Белой гвардии» М. Булгакова, — судьба трагический выбор русского офицерства в гражданской войне. Таковы «Вас ждет Париж», «Бонжур, мадам», «Малиновый звон», «Белая вьюга». А в 1989 г. А. Малинин спел и дал толчок новому витку популярности знаменитого «Поручика Голицына», став первым советским исполнителем песен Звездинского. До этого лишь ресторанные певцы-эмигранты М.Шуфутинский, В.Токарев, Л.Успенская и др. пели его песни, однако почему-то забывая упоминать автора. Таким образом популярность песен М. Звездинсиого была однобокая: песни знали, а автора – нет, что дало возможность разным аферистам от музыки присваивать себе авторство некоторых известных песен Михаила.
Вторая группа песен – лирика, очень интимная, ностальгическая, глубоко чувственная: «Хрупкое
сердце», «Сгорая, плачут свечи», «Я благодарен женщине».
И третья группа – шуточные, «юморные» песни с критико-социальным элементом: «Перестройка», «Эх, Америка!», «Сенокос» и др.
Эта пластинка в основном составлена из песен второй группы. Несомненный лидер здесь — широко популярная «Очарована, околдована», на стихи Н.Заболоцкого. Кстати, то, что Звездинский часто и охотно обращается к большой поэзии (М.Цве таевой, А.Ахматовой, Б.Пастернака, О.Мандельштама, В.Набокова), ещё больше сближает его с жанром романса. Поэзия же самого Михаила находит самый прямой путь к сердцу слушателя своей искренностью, зримостью, хотя порой и не лишена, некоторой иронии.
Хочу обратить Ваше внимание на песню «Серебряная волна». Эта песня – блюз. Ею Михаил Звездинский вместе с другой песней «Хрупкое сердце» как бы отдает дань своим юношеским увлечением джазом. В 60-е гг. артист приобрел профессиональный опыт, играя на различных инструментах в джазовых ансамблях и группах, аккомпанировавших нашим самым известным эстрадным певцам. Они, однако, боялись брать в репертуар песни М. Звездинского, как несозвучные тому «героическому» времени.
Ну а теперь, наконец,преодолев за 30 (!)лет все преграды и запреты, предстал перед нами, словно из небытия, красивый, элегантный, под восторженные аплодисменты многомиллионной аудитории зрителей композитор, поэт и певец Михаил Звездинский.

Композитор Максим Дунаевский