Каталог советских пластинок
Виртуальная клавиатура
Форматирование текста
Наверх
English
Авторизация
Хоровая музыка — основа, фундамент нашей русской музыкальной культуры. Ее надо тщательно и серьезно изучать, а высокие образцы хорового творчества всемерно пропагандировать в нашей стране и во всем мире.
Г. В. Свиридов

Эта пластинка познакомит вас с творчеством Архангельской хоровой капеллы, самодеятельным коллективом, который более четверти века хранит и развивает национальную хоровую традицию.
Основанный в 1958 году (Б. А. Князевым и О. Б. Ярус-киной), хор прошел славный творческий путь. Сначала он выступал с отдельными номерами в сборных концертных программах, а с 1963 года стал давать сольные концерты. Вместе с городским любительским симфоническим оркестром им .были исполнены кантата «Москва» Чай-ковскою и фантазия для фортепиано, хора и оркестра Бетховена (солисткой выступила бессменный концертмейстер капеллы С. Максимкова).
В 60-е годы — время творческого утверждения ко" тива, хор воспитывался на разнообразном классиче репертуаре. В 1968 году коллектив выступил с одна) интереснейших таких программ — своеобразной пане мой западноевропейской хоровой классики от эпох;; Возрождения до XIX века.
В 70—80-е годы деятельность хора развивалась особенно плодотворно. Значительно расширился репертуар, систематическим стало обращение к сочинениям формы. Так, в концертах капеллы прозвучали кантата С. Рахманинова «Весна» (1973 г.). «Патетическая оратория» Г. Свиридова (1974 г.). «Реквием» Л Керубини (1975 г.). Эти концерты явились крупными событиями музыкальной жизни города.
Новой ступенью творческого совершенствованиями капеллы стало ее сотрудничество с профессиональными коллективами и солистами. В содружестве с Ярославским государственным симфоническим оркестром была исполнена оратория А. Флярковского «Бессмертие» (1977 г.). Хор принимал участие в концертном исполнения «Евгения Онегина» П. Чайковского и «Риголетто; Дж. Верди,. сцен из опер «Аида», «Князь Игорь», «Фауст». Солистами в этих концертах выступали народные артисты СССР. Б. Минжилкиев, А. Эйзен, X. Крумм. Э. Какяза. В.Морозов, народные артисты РСФСР М. Миглау, А. Масленников; заслуженные артисты РСФСР Ю. Марусин, Н. Алексеев, Н. Григорьева, Е. Максименко, кубинская певица Иоланда Эрнандес.
В 1977 году капелла представляла хоровое искусство России на ВДНХ СССР, в 1981 и 1982 годах принимала участие в посвященных памяти Л. В. Собинова фестивалях оперной музыки, которые проходят в Ярославле. Волнующим событием для самодеятельных исполнителей стал сольный концерт, состоявшийся в 1978 году в знаменитом зале Ленинградской капеллы имени М. И. Глинки. Вошли в традицию выступления капеллы на заводах, в цехах предприятий, в залах Архангельского музея изобразительного искусства, в таких уникальных архитектурных памятниках русской истории и культуры, как соборы Каргополя и Соловецкого кремля.
Творческие достижения капеллы неразрывно связаны с деятельностью ее руководителя и дирижера, заслуженнго работника культуры РСФСР В. А Максимкова. Горячая любовь к хоровому пению, трудолюбие, энтузиазм отличают и большинство участников хора.
Посвященная 400-летию со дня основания города Архангельска эта пластинка знакомит слушателей с разносторонним творчеством хоровой капеллы. Произведения. русских и советских композиторов наглядно иллэстрируют преемственность и жизненность национальной хоровой традиции. Один из древнейших примеров — московская «Многая лета», праздничное, восторженное песнопение. Мажорные, словно сверкающие позолотой звучания этого распева символично возглашают многолетие самой хоровой культуре Руси. В Архангельске, обратясь ликом к студеной и величавой Северной Двине, стоит бронзовая фигура Петра Первого. О его эпохе напоминает в репертуаре капеллы кант, воспевающий триумфальную победу государства Российского над шведской короной в битве 1709 года под Полтавой.
В последние годы программы капеллы обогатились несколькими жемчужинами русской хоровой музыки, при-надлел-сащими к жанру хорового концерта — прежде всего сочинениями Д. Бортнянского и М. Березовского. На пластинке звучит «Концерт для хора» неизвестного автора XVIII века. Это сочинение благодаря мастерскому сопоставлению групп солирующих голосов с могучим тутти, контрасту разнохарактерных эпизодов удивительно живописно.
Русская классика XIX века представлена на пластинке произведениями А. Рубинштейна и Ц. Кюи—авторов многочисленных произведений для хора, сейчас, к сожалению, редко звучащих. «Гномы» А. Рубинштейна — остроумное скерцо, написанное легко и виртуозно, прозрачными и веселыми красками. Хор Ц. Кюи «Воды» примечателен элегичной и грациозной мелодией, как бы струящейся, подобно ручью, из высокого регистра сопрано через весь хоровой массив.
Из обширного советского репертуара капеллы для записи выбраны сочинения композиторов-ленинградцев, с которыми коллектив связывают давние и прочные творческие контакты. Представленные авторы — А. Егоров (1887—1959), В. Волошинов (1905—1960) и Б. Кравченко (1929 — 1979) — принадлежат к разным поколениям, и это ощутимо в их музыкальном языке. «Песня» А. Егорова на стихи А. Кольцова льется словно бы из самой души, печально и возвышенно. В хоровой баллале В. Во-лошинова «Аннушка» (стихи И. Уткина) выразительный диалог тревожно-вопрошающих женских и сурово-скорбных мужских голосов, лаконизм и образность поэтического текста создают поразительно правдивую картину народного горя. Своеобразно перекликаясь с мажорным зачином «Многая лета» завершает этот раздел пластинки хор Б. Кравченко «Ярмарка» (стихи В. Цыбина). Это яркая, колоритная картинка, звонкая и праздничная.
За годы своего существования капелла неоднократно обращалась к сочинениям В. А. Моцарта. На пластинке записаны три произведения великого австрийского композитора. Удивительная гармония светлого разума и теплого лирическсо чувства, спокойствие и тихая радость напоминают мотет „Ave, verum corpus". В основе ..Sancta Maria, mater Dei" — канонизированный латинский текст. Сдержанное ликование этого песнопения, легкий, подвижный темп музыки, ее светлые краски вызывают в памяти другой гимн юной женственности и материнству — образы рафаэлевых мадонн. В кантате Моцарта «К солнцу» средняя часть — ария сопрано (исполняет Т. Муратова — солистка Ленинградской академической капеллы) обрамляется хоровыми разделами, наполненным лучезарным радостным настроением, восторгом перед вечным светилом — дарителем жизни.
Архангельская хоровая капелла достойно представляет культуру древнего центра русского Севера и продолжает славные традиции хорового исполнительского мастерства.
Е. Сергиевская