ЛЗГ, 1978
Зак. 27. Т. 20000
«Служебный роман?» — восклицает Самохвалов, узнав от секретарши Верочки, что у старшего статистика Новосельцева роман с директором Людмилой Прокофьевной Калугиной!
Но это будет позже, к концу второй серии, а начинается вся эта история с того... Впрочем, нет необходимости пересказывать содержание фильма — многие из вас его, бесспорно, видели. Скажем лишь о том, что он снят великолепным мастером комедийного жанра кинорежиссером Эльдаром Рязановым (кинозрители знают его по фильмам «Карнавальная ночь», «Гусарская баллада», «Берегись автомобиля», «Зигзаг удачи», «Ирония судьбы, пли С легким паром!»). Авторы сценария Э. Брагинский и Э. Рязанов. Кстати сказать, их совместными творческими усилиями сняты многие фильмы, и среди них — «Берегись автомобиля» и «Ирония судьбы».
Главные роли в «Служебном романе» исполняют блистательные мастера театра и кино Алиса Фрейндлих и Андрей Мягков. И наконец, музыку к кинофильму написал известный советский композитор Андрей Петров.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------
В 1967 году за киномузыку Андрей Петров был удостоен Государственной премии СССР. И хотя он много и плодотворно работает и в других музыкальных жанрах — пишет балеты, вокальные и симфонические циклы, оперетты, его перу принадлежит опера «Петр Первый», — успех и популярность принес композитору именно кинематограф.
Прозвучав с экрана, мелодии Андрея Петрова, как правило, обретают новую самостоятельную жизнь: они звучат на эстраде, по радио и телевидению, записываются на грампластинки. Популярность эта настоящая, прочная, потому что музыка Андрея Петрова доступна в лучшем смысле этого слова — без упрощенчества и стремления потакать вкусам аудитории.
Песни Петрова (понятие «музыка к кинофильму», разумеется, много шире, но ведь именно песни запоминаются прежде всего) эмоциональны, просты. Их лиризм ясен, а юмор добр. Вспомните его мелодии из кинофильмов «Путь к причалу», «Два воскресенья», «Синяя птица», «Берегись автомобиля», < Я шагаю по Москве»...
Андрей Петров современен. В этом, наверное, существо его тесных, мгновенно устанавливающихся контактов с аудиторией. И еще он обладает способностью точно чувствовать дух и стилистику фильма, для которого пишет музыку. Именно поэтому песни его никогда не производят впечатления вставных номеров, они органически сливаются с образами героев.
Композитор работает в содружестве со многими режиссерами. Но есть и «основные партнеры», с которыми Петров сделал уже несколько фильмов. Один из них — режиссер Эльдар Рязанов, с которым Андрея Петрова связывает прочная дружба. «Служебный роман» — четвертая их общая работа.
«Есть режиссеры, — говорит Андрей Петров, — которые сразу дают понять, что прекрасно разбираются в музыке, и для убедительности пересыпают речь музыкальными терминами. Есть и такие, что требуют от композитора точного следования своему замыслу и не допускают ни малейшего отклонения. Первые невольно вызывают иронию, а со вторыми очень трудно работать. Эльдар Рязанов при первой встрече заявил, что в музыке ничего не понимает, флейта ли, труба ли — ему, как он сказал, все равно. Я в его «невежество» не поверил и был, как выяснилось, прав. В дальнейшем выяснилось, что Рязанов прекрасно чувствует стилистику и звучание каждого инструмента, отлично улавливает характер музыки, а если речь идет о песне — помогает найти ее слитность не только с образом героя, как его написал драматург, но и исполнителя. Ясно ведь, что, скажем, для Алисы Фрейндлих песни должны быть не такими, как для Татьяны Дорониной!»
Алиса Фрейндлих и Андрей Мягков — исполнители основных ролей в «Служебном романе» — поют (а, может быть, точнее было бы сказать играют?) песни Андрея Петрова как проникновенные внутренние монологи. Созданные на стихи Роберта Бернса, Николая Заболоцкого, Евгения Евтушенко, песни эти великолепно раскрывают образы героев, их духовный мир, создают особую поэтическую атмосферу фильма.
Н. КОЛЕСНИКОВА