Каталог советских пластинок
Виртуальная клавиатура
Форматирование текста
Наверх
English
Авторизация
Крещение Руси способствовало установлению тесных связей с Византией, с ее высокой культурой,
сыгравшей важную роль в развитии русского церковного пения, как и всей культуры Древней Руси.
Церковное богослужебное пение, возникшее вместе с распространением христианства на Руси, в
дальнейшем развивалось самостоятельно и исторически сложилось как чисто национальный вид музыкального
искусства.
Талантом русского народа созданы прекрасные древние напевы, сохранившиеся до наших дней, которые по
простоте музыкального построения, по своей сдержанности и величественности, выразительности и национальной
характерности мелодий являются величайшим богатством русской церковной музыки.
В XVIII веке русское церковное пение испытало итальянское влияние, которое господствовало в течение
некоторого времени.
В начале XIX века вследствие развивающегося и окрепшего национального самосознания духовно-певческое
творчество постепенно освобождается от итальянских традиций и в дальнейшем, вплоть до нашего времени, основывается
на серьезном углубленном изучении древних мелодий: это проявляется в создании мелодий, близких по характеру
к русским обиходным распевам, выдвижении на первый план священного текста, в отказе от внешних эффектов,
использовании древних ладов взамен мажора и минора, применении русской подголосочной полифонии,
введении древней гармонии.
С восстановлением Патриаршества в России (1917 г.) духовно-музыкальные произведения приобретают
особенную самобытность и национальный характер.
На протяжении многих десятилетий, в отличие от инославных церквей, Русская Православная Церковь
знает только вокальную (хоровую a capella) музыку. Церковные хоры исполняют во время богослужения
лучшие произведения русской духовной музыки.
В настоящее время большое внимание уделяется характеру исполнения обиходных песнопений — стихир,
тропарей, ирмосов, антифонов и др., где священный текст имеет главенствующее значение.
Богослужебное пение Русской Православной Церкви твердо встало на путь строгого национального стиля,
исключающего всякую вычурность, искусственность, слащавость.
Большей церковности богослужебного пения способствуют указания Святейшего Патриарха Пимена о строгости
и молитвенности пения.
Песнопения Всенощной и Литургии, записанные на двух пластинках альбома, отражают лучшее, что создано
в истории русского церковного пения с конца XIX века до настоящего времени.
В ближайшем будущем предполагается выпуск пластинок с записями песнопений Великого поста, Святой Пасхи,
песнопений молебных и заупокойных, а также — Двунадесятых праздников.
Н. МАТВЕЕВ