Каталог советских пластинок
Виртуальная клавиатура
Форматирование текста
Наверх
English
Авторизация
ЮОЗАС ГРУОДИС (1884-1948)

Сторона 1
ПЬЕСЫ ДЛЯ ФОРТЕПИАНО — 21.55
1. Колокола
2. Шарманка
3. В Литве
4. Литовский танец
5. Шутка
6. Плач
7. Две пьесы: си-бемоль минор, до мажор
Бируте Вайнюнайте - ф-но

Сторона 2
КВАРТЕТ ДЛЯ ДВУХ СКРИПОК, АЛЬТА И ВИОЛОНЧЕЛИ ре минор — 8.24
Вильнюсский государственный квартет: Аудроне Вайнюнайте, Пятрас Кунца, Донатас Каткус, Аугустинас Василяускас
ПЬЕСЫ ДЛЯ СКРИПКИ И ФОРТЕПИАНО — 12.06
1. A la Chopin
2. Вальс
3. Морская песня
4. Восточный танец
Эугениюс Паулаускас (1, 3, 4), Аудроне Вайнюнайте (2), скрипки
Эдуард Оганесян (1, 3, 4), Бируте Вайнюнайте (2), фортепиано

Звукорежиссер Р. Мотеюнас. Редактор Р. Жальнерюте. Художник Р. Стасюнайте
Запись 1985 г.

Фортепианная музыка в творчестве Юозаса Груодиса занимает значительное место. Она создавалась в разные периоды жизни композитора и отражала как эволюцию его стиля, так и существенные черты творчества: сжатость изложения музыкальных мыслей, сочность, массивность звучания. Стиль фортепианной музыки Груодиса не является сугубо пианистическим. Композитор сдержанно использовал виртуозные и колористические возможности инструмента, основное внимание уделялось развитию тематизма, линеарному рисунку фактурных голосов, богатой гармонии. В большинстве фортепианных произведений обнаруживаются тесные связи с литовским музыкальным фольклором — от цитаты подлинной народной мелодии (главная тема пьесы «В Литве»), до отдельных интонационных и ритмических элементов, вплетенных в сложную звуковую ткань.
Одночастный Струнный квартет ре минор создан в 1924 году в качестве дипломной работы к окончанию Ю. Груодисом Лейпцигской консерватории. «Академическое» назначение произведения обусловило несколько традиционный музыкальный язык, четко выдержанную модель сонатной формы. Однако и здесь композитор стремился к синтезу элементов литовского фольклора и средств профессиональной музыки.
Пьесы Груодиса для скрипки и фортепиано являются авторскими концертными транскрипциями фортепианных и оркестровых произведений «А la Chopin»» («В стиле Шопена») — вариант одноименной фортепианной пьесы (в свою очередь, являющейся фрагментом Вариаций си-бемоль мажор, созданных в 1921 году). «Восточный танец» — этюд из музыки к драме Е. Жулавского «Саббагаи Цеви» (1930); «Вальс» и «Песня моря» — дивертисментные номера балета «Юрате и Каститис» (1933).
Д. Амбразас