Луи Армстронг — выдающийся джазовый трубач, руководитель оркестров, певец, автор ряда композиций и актер — родился 4 июля 1900 года в Нью-Орлеане. В тринадцать лет он начинает играть в духовом оркестре, в семнадцать — состоялись его первые выступления в оркестре Кида Ори, а уже через год Армстронг создает свой собственный ансамбль.
В 1922 году молодого музыканта приглашает в свой оркестр Джо Оливер, который, по словам Армстронга, был «прекраснейшим из трубачей, когда-либо игравших в Нью-Орлеане». В эти годы совершенствуется мастерство Армстронга, все больше и больше раскрываются его виртуозные исполнительские возможности и способность к сольным импровизациям.
В 1925 году Армстронг формирует группу музыкантов специально для записи грампластинок. Эта группа получила название «Горячая пятерка». Через два года состав ее был расширен до семи человек и стал называться «Горячая семерка». Грампластинки, записанные этими двумя ансамблями, получили широкое распространение во многих странах: Армстронг становится одним из самых популярных джазовых музыкантов мира. Известный американский композитор Гюнтер Шуллер писал: «Записи, сделанные этими двумя ансамблями, не только принесли Армстронгу международную славу, но и более чем какая-либо иная, отдельно взятая, серия грампластинок, способствовали тому, что джазовую музыку стали наконец принимать всерьез».
В 1947 году Армстронг создает специальный концертный ансамбль «Все звезды», который сопровождает многие выступления знаменитого трубача.
Являясь одним из создателей джаза, Армстронг был и его страстным пропагандистом. Бесконечные гастрольные поездки по странам и континентам, триумфальные выступления, съемки в кино- и телепередачах, грампластинки, выпущенные миллионными тиражами, — все это свидетельствует о большом интересе слушателей к его творчеству. Этот интерес вызван не модной новизной, не сенсационным успехом: через всю свою жизнь Армстронг пронес верность традициям негритянского фольклора. Его произведения не только включены в золотой фонд джаза, они стали на его родине истинно народными. Манера пения Армстронга несколько непривычна и может показаться поначалу антивокальной. В его пении обобщены традиции, характерные для речи африканцев (гортанно-хрипловатой) и исполнителей блюзов. Армстронг разработал целую школу джазового пения, основанную на этих двух традициях.
Выдающийся негритянский музыкант чувствовал, что он необходим людям, что им нужны звуки его трубы, его хрипловатый голос, его шутки. Он говорил: «Вокруг нас много зла и несправедливости. Но что толку взирать на них с тоской и С холодом в сердце? Холод можно изгнать только жаром, я музицирую с горячим сердцем и вижу, что могу дарить людям радость и счастье. Мир нуждается в тепле, и я хочу как-то этому способствовать. Счастливые лица моих слушателей во всех странах свидетельствуют, что это мне удается». В этих словах весь Армстронг. Таким он и останется в памяти всех поклонников его таланта.
Г. Бахчиев