ЛЗГ, 26.09.88
Можно предположить, что, назвав свою группу «Лед Зеппелин», т. е. «Свинцовый дирижабль», музыканты, ее организовавшие, вряд ли рассчитывали на стремительным взлет к славе. Но судьба распорядилась иначе. С конца шестидесятых годов и до сегодняшнего дня «Лед Зеппелин» считается одной из наиболее оригинальных и интересных групп мира, их песни стали хрестоматийными.
Вторая половина шестидесятых годов, особенно конец десятилетия — интереснейший период в британском роке. Сейчас даже трудно проследить, сколько разных стилей и направлений современной музыки зародилось именно в то время. Как Мадди Уотерз, впервые сыгравший блюз на электрической гитаре в конце пятидесятых годов, вряд ли мог предвидеть появление и огромную популярность десятилетием позже белых блюзов, так и музыканты, щедро разбрасывавшие зерна экспериментов в плодородную почву конца 60-х, не могли предсказать, какие всходы появятся через десять, а то и двадцать лет.
Одной из групп, чье влияние ощущается и поныне, причем в самых разных областях музыки, и стала «Лед Зеппепин».
Ансамбль был организован в октябре 1968 года четырьмя весьма к тому времени известными музыкантами. Гитарист Джимми Пейдж (настоящее имя — Джеймс Патрик Пейдж) родился в 1944 году. Научился играть на гитаре, копируя нота в ноту соло Джеймса Бертона на записях Рики Нельсона и пассажи Скотти Мура на ранних пластинках Элвиса Пресли. Несколько лет он работал как студийный музыкант, не присоединяясь ни к какой группе. Вскоре он уже был известен как незаурядный гитарист, к его услугам прибегали при записи такие исполнители, как Том Джонс и Донован, Джефф Бек и Джорджи Фейм, «Роллинг стоунз» и «Херман'з Хермитс», «Ху» и «Кинкс», "Them" и "Pretty Things". Он пробовал свои силы также как композитор и продюсер — в этом качестве он работал с Эриком Клэптоном, Джоном Майаллом, Нико.
В 1966 году он соглашается присоединиться к группе «Ярдбердз» как ритм-гитарист. Однако вскоре он стал вторым лид-гитаристом (первым был Джефф Бек).
Джон Пол Джонс (настоящее имя — Джон Болдуин) родился в 1946 году. Как и Пейдж, много работал в студиях грамзаписи — с Родом Стюартом, «Роллинг стоунз», Дасти Спрингфилд, Ширли Бэсси, «Херман'з Хермитс», Донованом, иногда выступая в роли клавишника, иногда — аранжировщика, но чаще всего как бас-гитарист. Во время совместной работы над пластинкой Донована "Hurdy Curdy Man" Пейдж и Джонс и обсудили впервые возможность создания собственного ансамбля.
«Послужной список» вокалиста Роберта Планта (родился в 1948 г.) и барабанщика Джона Бонэма (родился в 1949 г.) был поскромнее. Бонэм играл в бирмингемских группах, ныне никому не ведомых, а позже присоединился к ансамблю «Бэнд ов Джой», руководителем которого был Плант. Группа выпустила несколько «синглов», особого успеха не имевших, и Плант в 1968 году начал выступать в блюзовом дуэте с Алексисом Корнером (подробнее о роли Корнера в музыкальной жизни Англии тех лет рассказывается в аннотации к пластинке «Роллинг стоунз» «Игра с огнем» — «Архив популярной музыки» № 4), когда Пейдж предложил ему и Бонэму вступить в новый состав развалившихся к тому времени «Ярдбердз».
Слава Ярдбердз» была столь велика, что без долгих раздумий музыканты назвали себя «Новые Ярдбердз» и отправились в Скандинавию доигрывать концерты по контракту, которым был связан Пейдж как участник старого состава. Кстати, и позже, когда уже появилось название «Лед Зеппелин», на афишах зачастую в скобках поясняли: «Бывшие Ярдбердз».
Перед самым отъездом в Скандинавию группа записана (за 30 часов) свой первый диск, названный просто "Led Zeppelin".
До выхода пластинки группа особым успехом в Англии пользовалась, и тогда их менеджер Питер Грант, которому «Лед Зеппелин» обязан не меньше, чем «Битлз» — Брайану Эпстайну, а Элвис Пресли — Тому Паркеру, решил отправиться в турне по США. До этого английские группы приезжали в Америку, как правило, на волне успеха — достаточно вспомнить тех же «Битлз». Критика встретила группу (как и позже пластинку) довольно прохладно, но слушатели были в восторге.
После выхода первых двух альбомов ансамбля (1968 и 1969 гг.) в творчестве коллектива наметились два основных направления. Первое — хард-роковое, продолжение линии «Крим», Джеффа Бека, «Ху», «Кинкс», «Ярдбердз», с ярко выраженной блюзовой основой. Сами музыканты называли его «тяжелый блюз». Именно благодаря песням этого направления, «Лед Зеппелин» (вместе с «Дип Пёрпл») и считается духовным отцом «тяжелого металла».
Второе — полуакустическое, с широким использованием народной музыки, продолжение линии группы «Инкредибл Стринг Бэнд». И хотя сейчас многочисленные поклонники «Лед Зеппелин», в том числе и в нашей стране, помнят прежде всего первое направление их творчества, в отрыве от второго оно дает весьма однобокое представление об ансамбле.
Обе эти составляющие проявились и в последующих записях коллектива, в том числе и на альбомах "Led Zeppelin III" и "Led Zeppelin IV", из которых и составлена настоящая пластинка.
Классикой рока стала «Песня иммигрантов» с третьего альбома, написанная в жестком, хард-роковом стиле. Примером фольклорного направления служит народная песня «Виселица» в аранжировке Джимми Пейджа и Роберта Планта. На всех концертах «Лед Зеппелин» огромной популярностью у слушателей пользовался блюз «С тех пор, как я тебя люблю».
Четвертый альбом группы, получивший также неофициальное название «альбом с рунами» из-за своего оформления, считается одним из лучших в истории коллектива. На нем записаны прекрасные песни: «Черный пес», «Рок-н-ролл», «Когда рухнет плотина» и другие. Но подлинную славу пластинке принесла ошеломляющая «Лестница на небеса» — композиция, в которой соединились различные интересы музыкантов, от акустического фолка до «предметаллического забоя».
К началу семидесятых годов «Лед Зеппелин» были не просто суперзвездами, они были одной из самых популярных групп мира.
Надо отдать должное Питеру Гранту — он очень умело подогревал интерес к ансамблю. Одна пластинка примерно в полтора года, раз в два года — огромное турне по разным странам, в первую очередь по США. У музыкантов было время искать новые пути, экспериментировать, просто-напросто жить. Неудивительно, что на всех концертах они практически всегда были в прекрасной форме — и физической, и творческой. В 1973 году вышла их пластинка "Houses Of The Holy" («Дома святых»), на которой, помимо привычных ритмов, были записаны песни в стилях регги и соул. В 1975-м — "Physical Graffitti" («Физические рисунки»), в 1976-м — "Presence" («Присутствие»). В том же году вышел знаменитый документальный фильм о концерте группы в Мэдисон-сквер Гарден "The Song Remains The Same" («Песня остается неизменной») и двойной альбом с записью музыки из фильма. И хотя критики оценили и фильм, и пластинку довольно прохладно, они, безусловно, интересны именно тем, что позволяют познакомиться с концертными вариантами известных песен, исполняемых без обычной студийной сдержанности.
После 1976 года в концертной и студийной деятельности «Лед Зеппелин» наступил трехгодичный перерыв, многие поговаривали, что группа прекратила свое существование, но в 1979 году вышла новая пластинка — "In Through The Out Door" («Вход через выход») — по сути лебединая песня ансамбля. В 1980 году трагически погибает Джон Бонэм. Выпущенная через два года "Coda" («Кода») ничего не могла прибавить к репутации «Лед Зеппелин».
Пейдж и Плант — два основных солиста группы — продолжают выступать и записывать пластинки как по отдельности, так и создавая совместные ансамбли, но пока ни один их альбом не смог приблизиться по мастерству и воздействию на слушателей к лучшим записям «Лед Зеппелин».
Некоторые из этих записей и представлены на настоящем диске.
АНДРЕЙ ГАВРИЛОВ