Каталог советских пластинок
Виртуальная клавиатура
Форматирование текста
Наверх
English
Авторизация
Заслуженный артист РСФСР Александр Наумович Цфасман — известный композитор, пианист и дирижер, долгие годы плодотворно работавший в области эстрадной и джазовой музыки.
Цфасман родился в 1906 году в Запорожье. В детстве обучался игре на скрипка и на фортепиано. Позднее занимался в музыкальном техникуме в Горьком, а затем поступил в Московскую консерваторию, которую закончил в 1930 году по классу профессора Ф. М. Блуменфельда.
Двадцатилетним студентом консерватории Цфасман организовал первый в Москве профессиональный джазовый коллектив, получивший название «АМА-джаз» («АМА» Ассоциация московских авторов). В марте 1927 года после четырех месяцев репетиций, оркестр, в составе которого было восемь музыкантов, дебютировал в Артистическом клубе. Взыскательная публика горячо приветствовала молодых музыкантов и руководителя ансамбля – солиста-пианиста А. Цфасмана.
В скором времени коллектив начинает давать концерты на эстраде сада «Эрмитаж», играет в ресторанах и фойе кинотеатров. В 1928 году «АМА-джаз» выступил по радио и записал первые в истории советского джаза грампластинки.
В цачале 30-х годов состав оркестра увеличивается. Сюда приходят талантливые музыканты: трубач Михаил Фрумкин, тромбонист Иван Ключинский, саксофонист Михаил Ланцман и другие. В эти годы в репертуаре оркестра появляются не только талантливо обработанные А. Цфасманом танцевальные пьесы зарубежных авторов, но и новые произведения, созданные им самим. Среди них—фокстрот «Звуки джаза», оригинально инструмсптованный Цфасманом, шуточная песня на стихи В. Трофимова «Неудачное свидание», сразу завоевавшая необычайную популярность, и многие другие. Во всех этих пьесах Цфасман выступил и как самобытный аранжировщик и дирижер, и как пианист-виртуоз.
Широкую популярность принесли оркестру граммофонные записи, расходившиеся по стране огромными тиражами. На пластинки попадало все лучшее, что исполнялось оркестром: танцевальные пьесы, эстрадные песни в танцевальных ритмах, Исполненные солистами оркестра Павлом Михайловым, а позже – Руженой Сикорой, Иваном Шмелевым, Ефремом Флаксом…
На пластинки Цфасман записывает собственные танцевальные пьесы и обработанные им мелодии, выступая в них как солист-пианист. Цфасман оригинальный, присущий только ему стиль исполнения, в котором острая ритмичность сочетается с виртуозным пианистическим мастертвом, в то время никем не превзойдённым.
В 1939 году Цфасман возглавил джап-оркестр Всесоюзного радиокомитета. Здесь под его руководством были исполнены десятки песен, оркестровых пьес, танцев, «Джаз-оркестр Всесоюзного радиокомитета внес значительный вклад в создание самобытного интонационно нового типа джазовой музыки, отметил в книге «Советский джаз» А.Баташев, — именно в этом оркестре начало складываться новое музыкальное мышление, на основе которого позднее, в конце 50-х годов, сформировался исполнительский стиль нового поколении советских джазовых музыкантов».
В 1942 году джаз Всесоюзного радиокомитета, возглавляемый А.Н.Цфасманом, выезжает на Западный Фронт. Более 90 концертов дали за два месяца музыканты. «В наших программах, вспоминал Александр Наумович, — главное место занимали тогда популярные песни советских композиторов. Самый живой отклик находили они и сердцах бойцов. И мы понимали, как нужны были зги песни па фронте».
В послевоенные годы Цфасман создаст музыку ко многим кинофильмам и театральным постановкам. Успешно продолжает работать он и в области эстрадной музыки. «Мы, композиторы, — говорил Александр Наумович,— должны стремиться писать такую музыку, которая бы трогала и волновала своей задушевностью, увлекала и веселила темпераментом, выдумкой, озорством».
Искусство А. Н. Цфасмана неизменно привлекало внимание любителей эстрадной и джазовой музыки. Это талант яркий, оригинальный, равно раскрывающийся и в его исполнительском и в композиторском творчестве. Широко образованный, вдумчивый и постоянно ищущий муэыкант, он великолепно чувствовал современность.
«Меня неизменно восхищает в нем неистощимый запас энергии, творческой выдумки, изобретательности, — говорил композитор Андрей Эшпай, — причем Цфасман всегда остается Цфасманом, пи на кого не похожим, самобытным исполнителем. Здесь сказывается п большая культура, блестящее мастерство (еще бы, школа Блуменфелкда!) и увлеченность искусством».

В программу двух- долгоиграющих «гигантов» включены записи 30-х – 40-х годов. Большинство из них выпускались в свое время на обычных пластинках. Переписанные с матриц, а в тех случаях, когда матрицы не сохранились, с пластинок, хранящихся в Государственном архиве звуковаписой, записи реставрированы оператором Т. Павловой. Ныне они вновь предстанут перед любителями советской эстрады, воскрешая одну из славных страниц звуковой истории советского джаза.
Г.С.