Каталог советских пластинок
Виртуальная клавиатура
Форматирование текста
Наверх
English
Авторизация
Изабелла Юрьева — одна из самых ярких исполнительниц старинного романса. Слушая ее голос, ощущаешь непобедимое очарование простого и задушевного русского напева, всей гаммы связанных с ним чувств.
Семнадцатилетней девушкой юная певица приехала из Ростова-на-Дону в Ленинград, где ее дебют прошел с настоящим триумфом. А затем Изабелла Юрьева переехала в Москву, и скоро вся московская театральная публика знала это звучное имя.
Очарование юности, женственности и вместе с тем скромности сопровождало ее появление на сцене. Стройная, с пышными светлыми волосами, Изабелла Даниловна была красивой и обаятельной женщиной без того привкуса эстрадного шика, которому порой оказывались близки некоторые певицы. Она была по природе хорошей актрисой и полностью владела секретом общения со зрителем. Изабелла Юрьева обращалась к залу, как будто доверяя ему чувства своих героинь, их переживания. Сильный, свободно льющийся, сохранявший особое своеобразие, редкий по красоте тембра голос певицы был особенно привлекателен на высоких, распевных нотах.
Изабелла Юрьева пела старинные романсы, романсы XIX века и современные лирические песни. Встречались в ее репертуаре и цыганские романсы; исполняя их, певица так живо воссоздавала национальные народные интонации, что получила прозвание «белой цыганки».
Ко времени появления Юрьевой на эстраде жанр любовно-лирической песни испытывал кризис и, казалось, изживал себя. О таком романсе говорили тогда не иначе как с иронией, насмешливо прибавляя эпитет «жестокий». Изабелла Даниловна, которая это прекрасно знала, могла изменить репертуар, выбрать иные жанры — ее артистические данные были широки. Но она не отступилась от камерного лирического романса. Ей хотелось очистить его от искажений, снять с него налет банальности. Она привносила в пение собственное душевное богатство, чуткость к музыке и высокое представление о чувстве любви, углубляя несложный сюжет песни разнообразием и тонкостью музыкальных интонаций. В ее лучших песнях есть и ощущение образа, и характер, и неподдельность чувств, И потому лирическая героиня Юрьевой предстает искренней, полной достоинства женщиной.
Программа этой пластинки отражает все многообразие репертуара певицы: тут и забытый романс «Уходишь ты» А. Варламова из кинофильма «Одна радость», и шуточная песня «Улыбнись», и цыганская песня Б. Фомина «Пой, цыган», и таборная—«Бирюзовые колечки», и популярный в 30-е годы романс «Ночь светла». Все эти песни, как будто совсем несовременные по форме, или, точнее, по внешним формальным признакам, звучат необыкновенно свежо, чисто, молодо, покоряя полнотой ощущения жизни.
Есть у Изабеллы Юрьевой своя неповторимая «нота», выражающая душевную простоту и наивность, — свободная, «соловьиная» нота, близкая к открытому звучанию народного пения. Ею украшены вольные и счастливые песни, в которых слышатся надежда и мечта.
Среди всего многообразия музыки, необходимой людям, нашел свое место и старинный романс. В этом немалая заслуга Изабеллы Юрьевой.
Н. Велехова