Каталог советских пластинок
Виртуальная клавиатура
Форматирование текста
Наверх
English
Авторизация
Когда летом 1973 года Всесоюзная студия грамзаписи выпустила альбом песен в исполнении Л.Утесова, многие газеты а журналы откликнулись на появление этих записей хвалебными статьями и рецензиями.
«Альбом долгоиграющих пластинок с записями утесовских песен, исполнявшихся, главным образом, с 1929-го по 1946 год, вполне можно уподобить избранному собранию сочинений, — писал Ан. Макаров в журнале «Музыкальная жизнь». — Последняя утесовская «новинка», представленная на этих пластинках, принадлежит 1950 году. Но вот появляются в продаже его на современном техническом уровне изготовленные пластинки с реставрированными записями песен тридцатилетней давности, и песни эти впрямь звучат как новинки. Не только для молодежи, никогда их не слышавшей. Но и для зрелого поколения, которое шло с ними по жизни».
«Приобщаясь к творчеству Утесова, слушатели смогут почувствовать и то время, когда создавались и пелись эти песни, — отмечал С. Смоляницкий в «Литературной газете». — Три долгоиграющие пластинки, включающие около пятидесяти песен, записанных Утесовым в 30-е и 40-е годы, — хороший повод для размышлений... Слушая утесовские песни разных лет, можно в полную меру ощутить его постоянное стремление выразить «общее», но по-своему, «по-утесовски».
Ныне Всесоюзная студня грамзаписи выпускает «второй том» избранных песен в исполнении народного артиста СССР Леонида Утесова. Многие из них были записаны в «домагнитофонную эру»—в век обычных пластинок. Далеко не все матрицы, с которых они печатались в свое время, дожили до наших дней (одни полностью амортизировались из-за больших тиражей, которыми выходили утесовские песни, другие утрачены в годы войны). При подготовке альбома были использованы пластинки и матрицы, хранящиеся в грамотеке Всесоюзной студии грамзаписи и в Центральном государственном архиве звукозаписей. Тщательная реставрация позволила улучшить их звучание. И сегодня мы как бы вновь представляем их слушателям.
Альбом открывается песней И. Дунаевского «Сердце». Впервые прозвучавшая 40 лет назад в кинофильме «Веселые ребята», где Утесов сыграл главную роль — Костю Потехина, песня эта сразу завоевала широкую известность, прошла вместе с фильмом по многим странам, сохранив популярность и в наши дни. Ее слипа о сердце, которому «не хочется покоя», стали своеобразным творческим кредо певца.
Слушатели не раз встретят на звучащих страницах альбома произведения: Исаака Осиповича Дунаевского. Содружество певца и композитора началось с первых шагов утесовского Теаджаза. Первые большие гастроли этого коллектива состоялись в 1929 году на сцене Ленинградского мюзик-холла, оркестром которого руководил в те годы И. Дунаевский. «Он так был увлечен нашим джазом, — рассказывает Л.Утесов, — что с радостью принял предложение работать над следующей, второй программой, получившей название «Джаз на повороте». Дунаевский написал для нашего оркестра несколько больших рапсодий и прекрасную прощальную песенку «Счастливый путь», которая долго оставалась в нашем репертуаре».
«Счастливый путь», как и созданная в послевоенные годы песня «Дорогие москвичи» (обе на слова Владимира Масса) представлены в программе альбома. Свидетельством плодотворного творческого содружества Дунаевского и Утесова явилась лирическая, мужественная «Песня верной любви», написанная в конце сороковых годов. В альбоме также представлена одна из последних песен композитора «Запевала» из музыки к кинофильму «Веселые звезды».
Наряду с песней «Сердце», ставшей постоянным спутником утесовских концертных выступлений, первая пластинка альбома включает записи произведений, впервые исполненных Утесовым в 30-х — 40-х годах. Здесь и написанные в ритме танго, очень популярные в то время песенки «Тайна», «Портрет», «Скажите, девушки»; и лирические песни на стихи постоянного автора Теаджаза В. Лебедева-Кумача — «Качели» (обработка Л. Дидерихса), «Девушка» (музыка М. Блантера); и жизнерадостные, юмористические, согретые доброй утесовской улыбкой веселые народные частушки «Будьте здоровы»; и пародия «Дедушка и внучка», довольно язвительно высмеивающая чрезмерное увлечение опереттой и «старинными» романсами; и полная иронии, озорства непритязательная песенка «У самовара»; и сатирические куплеты на стихи С. Маршака «Акула».
Завершается первая пластинка песнями военных лет. Вы услышите песню Н. Богословского «Второе сердце» и его же «Темную ночь» из фильма «Два бойца», записанную Л. Утесовым на граммофонный диск еще до выхода кинокартины на экран, а также знаменитую песню К. Листова на стихи А. Суркова «В землянке», исполнявшуюся певцом на многочисленных фронтовых концертах.
Песни военных лет представлены и на второй пластинке альбома. Среди них — баллада Б. Мокроусова «Заветный камень» («Камень Севастополя»). Утесов был одним из первых ее исполнителей; песня воспринималась слушателями как клятва верности Родине, как эпический рассказ о подвиге севастопольцев.
Песни Утесова можно назвать музыкальной летописью нашей жизни: они не только воскрешают в памяти события прошлого, но и дают возможность почувствовать настроения, проникнуться мыслями, какими жили советские люди в суровые годы войны. Рядом с куплетами, наполненными радостным предчувствием близкой победы, в репертуаре седствовали и лирические песни о родном доме, о любимой, с которой разлучила солдата война «Здравствуй, здравствуй», «Желтые листья»). И, конечно же, те, кто помнят первые послевоенные годы, не забыли, как воспринимались в исполнении Утесова такие песни, как «Окраина» или «Вернулся я на родину».
Вспоминая о своей работе в годы Великой Отечественной войны, Утесов писал: «Военная призывная, мужественная, гневная и героическая, с изрядной долей агитационной сатиры и бодрой солдатской шутки, с мотивами разлуки, утраты, верности в любви, — подобно гигантскому колоколу, могущественно зазвучала в многочисленных песнях, облетевших фронт и тыл страны. Это был новый, после 30-х годов, но еще более пышный расцвет советской песни. В ней прежде всего сказывались и впечатляющие зарисовки нелегких будней затемненного города или солдатской землянки, и живые, непосредственные отклики на чувства и настроения, характерные для различных периодов Великой Отечественной войны».
Широта и разнообразие утесовского репертуара свидетельствуют о диапазоне его мастерства. Артисту в равной степени подвластны и юмористическая песенка («Партизанская борода»), и жанровая, бытовая шутка («Два болельщика») и лирический романс («Когда проходит молодости»).
Третья пластинка открывается записями, сделанными по трансляции из Большой студни Дома звукозаписи, Эстрадного театра «Эрмитаж» и с других концертных площадок. Сюда вошли сцены из обозрения, поставленного для Эстрадного оркестра РСФСР, — «Вокруг Европы», из радиоварианта спектакля «Вот идет пароход», представления «Перелистывая страницы». Песни, впервые исполненные в этих программах («Московские окна» Т. Хренникова, «У Черного моря» и «Одесский порт» М. Табачникова), быстро завоевали популярность и до сих пор звучат по радио и телевидению.
Альбом завершается поздними записями Утесова. Некоторые песни никогда не звучали с эстрады и были записаны специально для грампластинок. В июле 1974 года 79-летний певец записал для этого альбома песню И. Дунаевского на стихи М. Матусовского «Запевала», в словах которой — «Я песне отдал все сполна» — выражен смысл жизни замечательного артиста, щедро отдающего свое сердце, весь свой вечно молодой талант.
Г. Скороходов