Оборот конверта (Апрелевский ордена Ленина завод грампластинок)
Более шести лет прошло с тех лор, как в Ленинграде было создано первое в стране любительское объединение рок-музыкантов — Ленинградский городской рок-клуб. За годы его существования музыканты-любители прошли нелегкий путь. Нередко им приходилось сталкиваться с откровенным неприятием нового жанра, не было хороших инструментов, не хватало концертной аппаратуры. Но зато с избытком было любви к рок-музыке, энтузиазма. Самые одарённые из них стремились не просто играть не хуже "Битлз" или "Лед Зеппелин", не просто вывести советский рок на уровень мировых стандартов, а создать свою, основанную на национальной традиции рок-музыку. Самодеятельных музыкантов увлекал поиск самобытного музыкального и поэтического языка. Часто эти попытки носили экспериментальный характер, а экспериментальное, новое — всегда не бесспорно.
Сегодня любительские рок-клубы создаются по всей стране. Отношение к рок-музыке становится более доброжелательным. Песни, композиции рок-музыкантов звучат по радио, с экранов телевизоров. Но споры об этой музыке не утихают.
Наверное, немало дебатов вызовет и эта пластинка — первый диск, в котором представляют свои работы несколько ведущих коллективов ленинградского рок-клуба. Конечно, невозможно было вместить в один альбом даже по одной композиции всех групп клуба: не вошли в него песни признанных лидеров объединения «Аквариума» и «Кино», произведения таких неординарных ансамблей, как «Патриархальная выставка», «ДДТ». «Объект насмешек», «Ноль». И все же первый сборник может дать некоторое представление о том, чем живут, о чем думают ленинградские рок-музыканты.
Те, кто ищет в музыке только отдыха и развлечения, пусть не задумываясь откладывают пластинку в сторону. В песнях ленинградских рокеров много болевого, тревожного, горькой иронии, а порой и едкого сарказма.
Группа «Алиса» представлена песней «Мое поколение».
К гротеску тяготеет молодая группа «Аукцион». В этом можно убедиться, услышав их пародию на расхожую эстрадную любовную лирику — «Волчица».
«Джунгли» пишут и исполняют только инструментальные композиции. Без помощи слова музыкантам удается установить со слушателем тонкие и прочные духовные связи. Эта музыка концептуальна, со своей философией, собственным мироощущением.
«Зоопарк» — один из старейших коллективов рок-клуба. Музыкальный стиль группы традиционен. Как правило, это ритм-энд-блюз и рок-н-ролл. Лидер группы Михаил Науменко не раз был обладателем призов на ленинградских фестивалях любительской рок-музыки — за лучшие тексты, за лучшую песню, за последовательную разработку сатирической темы.
Еще один ветеран клуба — ансамбль «Тамбурин» во главе с Владимиром Леви. Его песни всегда романтически приподняты. Леви ищет необычное в обыденном, романтику в повседневности.
Когда-то в клубе была интереснейшая группа — «Странные игры». В ее программах комическое и трагическое сливались воедино. Это был тот самый «видимый миру смех сквозь невидимые миру слезы». Затем группа распалась на два состава. Один из них — « Авиа» — воплотил в своих песнях, в своем шоу «веселую» сторону творчества «Странных игр». Другой — группа «Игры» — словно взял на себя весь драматизм былых программ.
«Присутствие» и «Телевизор» — это молодое поколение ленинградских рокеров. Их песням присущи свойственный юности максимализм, некоторая плакатность поэтического языка. И хотя они играют в разных стилях («Присутствие» отдает предпочтение тяжелому року, а «Телевизор» — жесткой «новой волне»), оба коллектива «из одной обоймы». Их нравственные позиции очень близки. Они одинаково категорично отрицают фальшь, лицемерие, равнодушие. Одинаково неистово и порой «лобово», прямолинейно отстаивают свое право на искренность.
Итак, в ваших руках пластинка девяти любительских рок-групп Ленинграда. Главное, отнестись к ней непредвзято. И тогда можно уловить самое важное, что для этой музыки характерно,— ее честность и искренность.
Н. БАРАНОВСКАЯ