Каталог советских пластинок
Виртуальная клавиатура
Форматирование текста
Наверх
English
Авторизация
В наши дни балету подвластно многое — и воплощение сложнейших характеров, и передача глубинных психологических оттенков. Темы и образы большой литературы уже
давно находятся в поле зрения композиторов и балетмейстеров. На подмостках оказались герои Шекспира, Лопе де Вега, Костера, Мериме, Шоу, Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Достоевского, Чехова, Толстого, Куприна, Блока, Тынянова... И все же когда в печати появились сообщения о том, что белорусский композитор Е. А. Глебов приступил к работе над балетом «Маленький принц», реакция на эту новость не была однозначной. Уж слишком удивителен мир сказки Антуана де Сент-Экзюпери. Соединение фантастического и реального, продуманного, идущего от разума, и чисто импульсивного, продиктованного трудноуловимым движением сердца... И всё — в
каком-то странном смещении, в каком-то непривычном отражении сквозь призму необычного иррационального взгляда, оценивающего главное и второстепенное, закономерное и случайное, причину и следствие, даже жизнь и смерть с позиций каких-то совсем иных по сравнению с общепринятыми представлениями.
Вспомним: «Взрослые очень любят цифры. Когда рассказываешь им, что у тебя появился новый друг, они никогда не спросят о самом главном. Никогда они не скажут: «А какой у него голос? В какие игры он любит играть? Ловит ли он бабочек?» Они спрашивают:«Сколько ему лет? Сколько у него братьев?Сколько он весит?»... И после этого воображают, что узнали человека».
Не правда ли, несколько необычная точка зрения, смещающая акценты с рассудочного, анализирующего на чисто эмоциональное, конкретно-чувственное. Но если она так
непривычна и странна, то отчего каждый из нас, читая «Маленького принца», ощущает нечто близкое и дорогое, отчего при всей нереальности такого взгляда соприкосновение с ним рождает нежное и кроткое умиление, отчего он оказывается способным столь глубоко проникать в душу, казалось бы, защищенную мощной броней разума и самоконтроля? Вероятно, нет человека, который бы не испытал эти чувства, соприкоснувшись с миром Маленького принца—прекрасным и чудесным миром ребенка. И в этом нет ничего удивительного, ибо мир этот связан с «собственной историей» всякого человека: «Откуда я родом? Я родом из своего детства, словно из какой-то страны». И то, что в обыденной жизни могло бы показаться малозначительным и не заслуживающим особого внимания, в «Маленьком принце» обретает смысл,
серьезность, а иногда даже трагизм.
Непривычен и изменчив внутренний мир .этой сказки-притчи. Сюжетная основа имеет подчеркнуто внешний, условный характер, не она определяет лицо произведения. События сюжета могут быть изменены, переставлены во времени, ибо на первом плане здесь не действие, а гибкая «кривая» тончайших изменений чувств и эмоций.
Имя народного артиста СССР Евгения Александровича Глебова хорошо известно массовому слушателю. Он — автор пяти симфоний, балетов «Мечта», «Белорусская партизанская», «Альпийская баллада», «Избранница», «Курган», «Тиль Уленшпигель», многочисленных вокально-симфонических, хоровых и камерных сочинений, музыки к кино- и телефильмам, в том числе таким, как «Венок сонетов», «Дикая охота короля Стаха», «Последнее лето детства», «После ярмарки» («Павлинка»). Несколько лет композитор вынашивал замысел музыкального произведения по мотивам сказки Сент-Экзюпери, и в 1981 году партитура нового балета была завершена. Премьера
состоялась 11 февраля 1982 года в Финском национальном театре оперы и балета, а спустя год и три месяца балет был поставлен на сцене Кремлевского Дворца съездов.
Две важнейшие особенности сказки Антуана де Сент-Экзюпери представляли серьезную трудность для ее музыкально-сценического воплощения. Первая — уже упоминавшаяся удивительная хрупкость образного мира, основанного на тончайших плавных изменениях настроений, чувств, эмоций, а не на их контрастных противопоставлениях. Другая — фактическое отсутствие драматического конфликта. В основе структуры и содержания «Маленького принца» лежат не законы драмы, а чисто лирические принципы, в центре же внимания — не действие, а движение образов-переживаний.
Но построение крупной, развернутой музыкальной композиции, которая была бы рельефной, выпуклой и — отсюда,— легко воспринимаемой слушателем, на основе лирической бесконфликтности весьма проблематично. Музыкальная драматургия балета должна была найти средства компенсации этой бесконфликтности. Таким средством стала идея параллельности реального и сказочного миров в художественном пространстве произведения.
Реальный мир Летчика представлен довольно развернуто. Прежде всего это сцена «Полет над землей» (№ 1), где господствуют полнокровное упоение жизнью, размах и широта. Совсем иной, противоположный характер присущ обрисовке реального мира после аварии в пустыне. Теперь на первом плане — напряженный драматизм. Можно сказать, что в целом музыка реального мира характеризуется ясной конкретностью, осязаемостью выражаемой эмоции.
Напротив, образную суть музыки сказочного мира Маленького принца сформулировать нелегко. За исключением характеристических фигур Короля, Честолюбца, Пьяницы и Финансиста, все остальные его персонажи — Маленький принц, Роза, Лис — как бы бестелесны. Утонченная нежность, хрупкость определяет их музыкальный облик.
Реальный мир Летчика и таинственный мир Маленького принца образуют два основных драматургических плана, различие которых используется композитором как средство, создающее эффект контраста, столь необходимого во всяком крупном сочинении. Благодаря ему композиция балета приобретает рельефность и динамичность. Но контраст этот, в отличие от предшествующих балетов Глебова, имеет характер не конфликта, а сопоставления.
Внутреннее же строение сцен, как правило, однородно: изменение образности здесь происходит не за счет контраста, а путем гибких и плавных эмоциональных переходов.
А. Друкт