Каталог советских пластинок
Виртуальная клавиатура
Форматирование текста
Наверх
English
Авторизация
Три симфонии, записанные на этой пластинке, относятся к детским композиторским опытам Моцарта: они появились в ту "пору, когда его гений впервые поражал и восхищал мир.
В 1/64 году восьмилетний Моцарт концертировал в Лондоне. Здесь сильное впечатление на него произвели превосходный оркестр, основанный Генделем, и творчество Иоганна Христиана Баха (сына И. С. Баха), его певучие мелодии и жизнерадостный инструментальный стиль. Симфонии И. X. Баха следовали итальянским образцам, возникшим как увертюры к операм. Эти итальянские симфонии-увертюры XVIII века, доставлявшие изысканное удовольствие слушателям оперных спектаклей, сложились как небольшие циклы из трех типовых частей (бравурных крайних и лирической, кантиленной средней). Подобные симфонии писали во времена Моцарта зальцбургские и венские композиторы, сочетая итальянские влияния с местными фольклорными традициями. Жанр был знаком Вольфгангу. И в Лондоне, во время болезни отца, не имея возможности играть на клавесине, Моцарт написал свои первые четыре симфонические партитуры, к которым в ближайшие годы прибавил еще несколько оркестровых опусов.
Детские симфонии Моцарта очень скромны по масштабам и предназначены для камерного оркестра (обычного в ту эпоху), с концертирующими партиями инструментов: для двух скрипок, альта, баса, двух гобоев и двух валторн (в данном исполнении струнный квинтет умножен).
По сравнению со зрелым творчеством композитора, музыка первых симфоний наивна, ее развитие слишком лаконично, а выразительность часто близка локальным музыкальным впечатлениям, впитанным маленьким Моцартом в родной Австрии и в Европе. Но и в этих первых, детских оркестровых опытах явствен отблеск огромного таланта и его будущих свершений, поражают моменты глубокой значительности чувства, яркость и живость эмоций.

Симфония № 5 си бемоль мажор — «Гаагская» (К. 22). На рукописи симфонии (хранящейся в Прусской городской библиотеке Берлина) имеется надпись, сделанная рукой отца Моцарта: «Симфония Вольфг. Моцарта, созданная в Гааге в декабре 1765 г. К вступлению Принца на наследный престол штатгальтера» (наместника Нидерландов). И далее: «Переписана начисто Леопольдом Моцартом, личность которого вне подозрений».
Л. Кёхель в указателе сочинений Моцарта заявляет, что симфония, написанная в декабре 1765 года, должна была исполняться в одном из январских амстердамских концертов Моцарта (а именно — 29 января 1766 г.), в то время как празднование совершеннолетия принца Вильгельма Оранского состоялось в марте. Однако, может быть, стоит довериться Леопольду Моцарту. Тем более, что он прибыл с детьми в Голландию по приглашению сестры принца — принцессы Нессау-Вейльбургокой — и был многим обязан ее покровительству и нежным заботам о детях во время их длительной тяжелой болезни. После выздоровления Вольфганг написал для принцессы 6 сонат для клавира и скрипки, несколько пьес и арий. В это же время он пишет свою 5-ю симфонию и веселую оркестровую фантазию (которую назвал «музыкальной галиматьей») на тему нидерландской песни-гимна «Вильгельм ван Нессау», с использованием австрийских народных мелодий. Фантазия написана для принца Вильгельма («Вильгельма из Нессау»). Естественно предположить, что и 5-я симфония была ему посвящена, тем более, что, как свидетельствуют многие биографы, сам Моцарт исполнял ее в праздничном концерте в честь воцарения принца — 8 марта 1766 года.
В симфонии три части. Первая часть (Allegro си бемоль мажор) — прозрачная и очень короткая сонатная форма с зеркальной репризой. Ясны контрасты тем и разделов, поразительны собранность, активный импульс и намеченный драматизм развития. Главная тема, динамичная, с блеском пассажей и мордентов, сменяется обаятельной женственной мелодией побочной, звучащей в верхнем регистре скрипки, и ее вторым, менее ярким напевом, выделяющимся изящным аккомпанементом. Заключительная партия захватывающе жизнерадостна. Разработка, где появляются полифонические имитации и тревожная тональность минорной доминанты (с длительным органным пунктом), драматична и значительна для такой лаконичной формы.
Вторая часть (Andante соль минор, трех-пятичастная репризная форма) — простая, напевная, с солированием и перекличками инструментов. Ее полифоническая ткань еще очень наивна: это преимущественно имитации на том же тоне (ок-тавные по регистрам или тембровые в том же регистре). Наивно и нисходящее громогласное завершение темы, многократно повторенное. Но и здесь уже проглядывает некая тревожность, глубинность душевных переживаний — предвестие драматизма и лирики лучших созданий Моцарта. Третья часть (Allegro molto си бемоль мажор) — быстрая, короткая, оживленная, с темой, впоследствии ставшей знаменитым напевом Фигаро (из его каватины I акта). Это — первое рондо в симфониях Моцарта.
Весной 1766 года Моцарты вернулись из Голландии в Зальцбург. В сентябре ,1767 года они отправились в новое путешествие, в Вену. Там Вольфганг написал две симфонии — № 6 (1767 г.) и № 7 (январь 1768 г.). Сразу после них Кёхель помещает в своем указателе две юношеские симфонии, не вошедшие в основной список сочинений Моцарта. Это симфонии соль мажор (К. 45а) и си бемоль мажор (К. 45b).

Симфония соль мажор, по-видимому, написанная в начале 1768 года в Вене, имеет в партитуре примечание — «Голоса находятся в Бенедиктинском монастыре Ламбаха, в Верхней Австрии», отчего и носит название «Ламбахской». У отца Моцарта были постоянные личные связи с Бенедиктинским монастырем, который поддерживал его в юности (послав изучать теологию в зальцбургский университет). В этом же монастыре находились голоса 12 симфоний самого Леопольда Моцарта.
Первая часть симфонии (Allegro maestoso соль мажор, сонатная форма) открывается торжественным размахом регистров, с трелями в глубоких басах и светлыми мотивами скрипок. Забавна и мила побочная тема, с ее перекличками струнных и духовых инструментов и дуэтными попевками в терцию, отразившими венское песенное начало. Бравурная заключительная партия завершает экспозицию. Разработка вносит момент раздумья и сомнения; трели басов главной темы переходят к скрипкам, имитируются в перекличках разных регистров. Но никаких длиннот — ни в развитии, ни в распеве, и во всем — благородная сдержанность высказывания. Вторая часть (Andante до мажор)—прекрасная и трогательно-наивная светлая песня, — по существу, основная в симфонии. Австрийская национальная песенность ощутима и в прелести темы, и в эпизодах, напоминающих сценки народного музицирования, и в красочности перекличек мотивов внутри разделов, и в излюбленном здесь движении терциями у аккомпанирующих духовых. Наивная пасторальность и локальность красок, несвойственная зрелому Моцарту, сходна скорее с шубертовским ощущением природы. Слуховые впечатления, контрасты нюансов и колористические находки юного Моцарта, несомненно, связаны с красотой пейзажей его родины. Имеется немало восторженных высказываний о живописности и поэтичности Зальцбурга, раскинувшегося на лесистых холмах Альп. «Кто никогда не видел Неаполя, должен побывать, по крайней мере, в Зальцбурге!» — восклицает английский путешественник.
Третья часть симфонии (Presto соль мажор) — энергичная, с короткими мужественными темами и контрастными эпизодами. Она тоже несет следы пасторальности — в перекличках мелодий, удвоенных в терцию (поочередно у струнных и духовых инструментов).

Симфония си бемоль мажор — «Кавалер». На рукописи имеется надпись (на итальянском языке): «Синьора Кавалера Амедео Вольфганга Моцарта, концертмейстера С. А. Зальцбурга» (архиепископа). Кёхель замечает, что, по-видимому, после Италии, в 1770 году, или немного позже, Леопольд Моцарт продал издательству эту симфонию, написанную не позднее начала 1768 года. Поэтому титулы «кавалер» и «концертмейстер» не имеют отношения к происхождению произведения. Моцарт получил эти титулы после написания симфонии: в 1769 году, перед отъездом в Италию, он получил звание капельмейстера архиепископской капеллы Зальцбурга, а в 1770 году в Италии, где произвел огромную сенсацию, удостоился звания Кавалера ордена Золотой шпоры, врученного ему папой. Несомненно, эта симфония исполнялась Моцартом в Италии. Она состоит из 4-х частей (перед финалом помещен менуэт). Первая часть (Allegro си бемоль мажор) выявляет блестящее владение сонатной формой и масштабом оркестрового звучания. Часть лаконична, ясна по тематизму, характеру разделов и их типичному противопоставлению (энергичное движение главной темы, внутренне двойственной; лирическая мелодичность побочной и резкое омрачение, драматизм разработки). Вторая часть (Andante ми бемоль мажор) вдохновлена благородной лирической эмоцией. Музыка исполнена глубокой выразительности и галантной утонченности. Она развертывается в неторопливом темпе, идущем от танцевального движения учтивых и медленных придворных танцев. Звучанию глубоких басов отвечают певучие светлые фразы скрипок. Прозрачны переклички голосов и чередования мотивов, лирическая выразительность которых уравновешивается лаконизмом развития и совершенством формы. Это уже типичная музыка Моцарта. Третья часть (Менуэт си бемоль мажор, с трио в фа мажоре) вносит и блестящую дворцовую праздничность, и веселую танцевальность. Здесь мастерски использованы звучания струнных и их резонанса (в силу характера фактуры и склада гармонии). В трио солирует скрипка. Четвертая часть (Allegro си бемоль мажор), оживленная; бравурная, идет в стремительном движении, с резкими контрастами эпизодов, вносящих то драматическое омрачение, то безудержное веселье и разнообразно чередующих оркестровое тутти с репликами солирующих инструментов.
Л. БЕРГЕР

Известный советский дирижер, руководитель Московского камерного оркестра Рудольф Баршай получил музыкальное образование в Московской консерватории. Еще до организации камерного оркестра он приобрел известность в СССР и за рубежом как солист-альтист и камерный исполнитель. Курс дирижирования Баршай прошел под руководством профессора Ленинградской консерватории И. А. Мусина. Р. Баршаю принадлежит ряд инструментовок и редакций для камерного оркестра («Музыкальный дар» и «Искусство фуги» Баха, «Стабат матер» Вивальди, «Мимолетности» Прокофьева, прелюдии и фуги Шостаковича и др.).
В репертуаре дирижера — симфонические сочинения самых разнообразных стилей, произведения классиков и современных авторов (в том числе все симфонии Моцарта). Многочисленные отзывы советской и зарубежной прессы высоко оценивают дирижерское искусство Рудольфа Баршая.

Всесоюзная студия грамзаписи