Концерты И. С. Баха для органа соло, представленные на этой пластинке, являются транскрипциями концертов Антонио Вивальди (№ 2 и 3) и Иоганна Эрнста Саксен-Веймарского (№ 1), написанных в оригинале для солирующих инструментов и оркестра.
Перечень баховских транскрипций инструментальных концертов включает еще целый ряд аналогичных переложений для клавира соло, где в качестве первоосновы избраны также, главным образом, произведения А. Вивальди и его итальянских современников.
Появление органных концертов Баха исследователи его музыки ориентировочно датируют 1714 годом, указывая при этом, что идея создания сольных концертов на материале сходных по жанру ансамблевых сочинений возникла у Баха одновременно с Иоганном Готфридом Вальтером, видным немецким композитором и музыкальным деятелем (в первые десятилетия XVIII века оба музыканта жили в Веймаре, поддерживали близкие дружеские отношения и, по-видимому, не избежали определенного взаимного влияния).
Однако, несмотря на внешнее сходство, органные концерты Баха и Вальтера обнаруживают различный подход композиторов к выбору первоисточников и методам их обработки. Так, Бах интересовался новейшим и наиболее зрелым пластом концертной литературы, обработав для органа и клавира, в первую очередь, концерты Вивальди, тогда как Вальтер переложил для органа преимущественно произведения, относящиеся к периоду становления жанра инструментального концерта. По сравнению с тем критическим пересмотром, которому подверг первоисточники своих органных концертов Бах, манера переложения Вальтера выглядит гораздо более «осторожной», а временами и откровенно «ученической». А. Швейцер пишет, что Бах, обрабатывая концерты Вивальди и других композиторов, «скорее судит о них, внося свои гениальные исправления», чем заботится о верности следования тексту оригинала.
Не вызывает сомнения, что переложением чужих сочинений Бах занялся не от скудности творческого воображения и тем более не из-за приверженности к жанру транскрипции как таковому. Работая над транскрипциями, он стремился с их помощью освоить новые для него принципы композиционного строения концертов итальянского образца, глубже проникнуть в эмоциональный мир этих сочинений, а также расширить сферу органной выразительности приемами, почерпнутыми из арсенала средств ансамблевой инструментальной музыки.
Таким образом, органные концерты Баха явились знаменательной вехой на пути совершенствования творческого почерка композитора, послужили толчком к обогащению его стиля, и в этом смысле их значение трудно переоценить. С другой стороны, было бы несправедливым недооценивать их самостоятельную художественную ценность. Ведь сочинения эти переросли масштабы своего первоначального предназначения, и сегодня, слушая их, мы любуемся не столько мастерски выполненными транскрипциями, сколько замечательными органными произведениями, в которых музыка первоисточников преобразовалась и, по словам профессора Л. Ройзмана. засияла «ослепительным светом от прикосновения руки великого Баха!».
В. Коростелёв
Олег Янченко — один из талантливых представителей советской органной школы. Он окончил Московскую консерваторию по трем специальностям: как органист (класс профессора Л. Ройзмана), пианист (класс профессора Г. Нейгауза) и композитор (класс профессора Ю. Шапорина).
Первый сольный концерт О. Янченко состоялся в 1963 году в Минске на открытии в концертном зале филармонии нового органа. С этого времени он становится солистом — органистом и пианистом — Белорусской государственной филармонии. После успешного выступления на Международном конкурсе имени И. С. Баха в Лейпциге (1964 г.) О. Янченко как стипендиат ЮНЕСКО был направлен в 1966 году для совершенствования в Венскую академию музыки. Он занимался у Герберта Тагетти (орган) и Карла Шиске (композиция). Советский музыкант является также выпускником Летней академии органистов в г. Хаарлеме (Голландия), где его руководителями были выдающийся органист Антон Хайлер (интерпретация) и профессор Кор Кии (импровизация). Голландский органист Нос де Клерк писал о концерте лучших студентов Академии: «В конце программы Олег Янченко импровизировал фантазию и показал себя полнокровным музыкантом, остро ощущающим — как пальцами, так и в мышлении -гармонию, на основе которой очень умело строит музыкальную ткань... Это был настоящий сюрприз...»
По возвращении в Минск О. Янченко совмещает сольные выступления как органист и пианист с преподавательской работой в Белорусской консерватории. Кроме того, в течение нескольких лет он был художественным руководителем и дирижером Минского камерного оркестра.
О. Янченко — член Союза композиторов СССР. Ему принадлежат сочинения самых различных жанров, в том числе оперы «Балаганчик» (по А. Блоку) и «Граф Калиостро», балет «Кастусь Калиновский», симфония, оратория «Эроика», концерты для скрипки, фортепиано, виолончели, органа, контрабаса, цимбал, камерная вокальная и инструментальная музыка.
О. Янченко гастролирует в различных городах Советского Союза, выступал на Международных фестивалях органной музыки в Вильнюсе (1968 и 1970 гг.), Кракове (Польша, 1970 г.), Дубровнике (Югославия, 1972 г.). С успехом проходили его концерты в Чехословакии и Финляндии.
Сольные программы органиста включают не только классическую музыку, но и произведения современных композиторов: Д. Шостаковича и Б. Тищенко, П. Хиндемита и А. Онеггера, О. Мессиана и И. Эбена. О. Янченко исполняет и собственные сочинения — два концерта для органа с оркестром, ряд произведений малых форм.
Органное творчество И. С. Баха—одна из самых важных и обширных областей исполнительской деятельности О. Янченко. Он провел в Минской филармонии концертный цикл, включивший все органные сочинения И. С. Баха.