Каталог советских пластинок
Виртуальная клавиатура
Форматирование текста
Наверх
English
Авторизация
«Литургия Святого Иоанна Златоуста» С. Рахманинова создавалась как монументальное концертное сочинение. По существу, это уже не сама «Литургия», но ее обобщенный музыкально-поэтический образ. В ней композитор не использует подлинные мелодии знаменного распева, а свободно претворяя разнообразные жанровые интонации народного и профессионального искусства, создает впечатляющий образ древнего культового пения. В отдельных частях рельефно проступают черты хоровой псалмодии, антифона, речитатива, колокольного звона, колыбельных, величальных, былин, сказов, кантов. Но особенно удались композитору эпизоды самоуглубленно-созерцательного характера, в которых звучит кроткая мольба или душевная умиротворенность и покой.
* * *
В наши дни, когда необычайно возрос интерес к историческому и культурному прошлому страны, когда в искусстве все чаще поднимаются проблемы современности, хоровая музыка приобретает все новых и новых поклонников и ценителей. Подлинным хранителем и пропагандистом ценностей народной музыки и творений профессиональных мастеров является старейший хоровой коллектив Белоруссии — Государственная академическая хоровая капелла, носящая имя ее создателя, народного артиста СССР, Героя Социалистического Труда Григория Романовича Ширмы.
Путь к вершинам профессионального мастерства был непростым. Все началось с организации в апреле 1940 года в городе Белостоке Ансамбля песни и танца Белорусской ССР, и это событие в культурной жизни республики как бы отметило собой важный исторический факт — воссоединение Западной Белоруссии с БССР, осознание белорусами себя как единой нации.
В 1952 году Ансамбль песни и танца БССР преобразуется в Государственный хор Белорусской ССР. В 1955 году ему присваивается наименование «капелла», а в 1957 году — звание «академическая». Государственная академическая хоровая капелла БССР дважды становится лауреатом Всесоюзных конкурсов хоровых коллективов — в 1957 году (первая премия) и в 1977 году (вторая премия).
С приходом в капеллу нового художественного руководителя Людмилы Ефимовой коллектив обрел второе дыхание. Творческая воля, одухотворенность, бескомпромиссное служение музыке передаются певцам. Яркие, пронизанные сквозной идеей концертные программы, раскрытие потенциальных возможностей каждого участника, успешные выступления в различных регионах страны, увеличение количества слушателей—все это характеризует сегодняшний творческий период. Капелла встречает свой пятидесятилетний юбилей не только чередой достижений, но и в ожидании новых творческих открытий и удач.
М. Казиник