В летописи музыкального искусства первой половины XX века одно из значительных и своеобразных мест принадлежит Николаю Карловичу Метнеру (1880— 1951). Метнер не писал опер и балетов, симфоний и программных сочинений для оркестра, партитур для драматического театра. В отличие от своих современников Скрябина и Рахманинова он посвятил почти всю свою композиторскую деятельность сфере камерной музыки, отдавая особое предпочтение фортепианным сочинениям. Для фортепиано композитор создал четырнадцать сонат, свыше тридцати сказок, три цикла «Забытые мотивы», серии новелл, дифирамбов, импровизаций, элегий, «Гимнов труду» и других программных пьес. Среди крупных форм — три концерта для фортепиано с оркестром и Фортепианный квинтет.
Будучи сам выдающимся пианистом (кроме собственных сочинений Метнер гениально интерпретировал музыку Бетховена, например, Четвертый концерт и «Аппассионату»), он поверял этому инструменту самые заветные мысли и так умел для него писать, что открывались новые, неведомые возможности фортепианных звучаний.
Жизненный и творческий путь Метнера был сложным. Первую половину жизни он прожил на родине, много сочинял, концертировал, долгие годы состоял профессором Московской консерватории. В 1921 году он выехал за рубеж, где продолжал свою деятельность композитора и пианиста, оставаясь верным традициям взрастившей его культуры.
Имя Метнера как самобытнейшего музыканта впервые появилось на горизонте отечественного искусства уже в начале 10-х годов нашего века: в среде русской публики, наряду со «скрябинистами» и верными поклонниками музыки Рахманинова, постепенно формируется определенный круг приверженцев Метнера. С. В. Рахманинов, друг и неутомимый пропагандист произведений автора «Забытых мотивов», еще на заре его творческой деятельности отмечал неповторимость стиля, оригинальность почерка Метнера: «... произведения этого действительно великого композитора изумительно свежи и современны... Россия уже начинает понимать, что он занял место в ряду наших «бессмертных». В последующие десятилетия метнеровские произведения начинают занимать довольно значительное место в концертном репертуаре пианистов; Однако в дальнейшем отношение исполнителей к музыке Метнера менялось подчас весьма радикально, и наступали долгие годы почти полного забвения.
В настоящее время происходит как бы «второе рождение» Метнера. Вновь пробудился интерес к его музыке, вновь зазвучали его сочинения в живом исполнении и в записи на пластинках. Это свидетельствует о том, что творчество самобытного художника выдержало испытание временем и интерес к нему постоянно возрастает.
Многие произведения Метнера пленяют красотой, поэтичностью, выразительной силой. Но музыка композитора, сдержанная в своих порывах, философски значительная по кругу тем и образов, не столько захватывает непосредственной эмоциональностью, сколько постигается как бы «изнутри». Творчество Метнера хочется сравнить с умной, глубокой, но не во всем легкой для понимания книгой, в которую надо вчитаться, чтобы до конца постичь затаенные в ней мысли.
Путь Метнера пролегал в стороне от изменчивых капризов музыкальной моды, от шумных авангардистских новаций. Он видел свое предназначенье в развитии традиций классического искусства, но никогда слепо не следовал его образцам. В наследии прошлого он обретал новые формы, служившие задачам современности. Преемственные нити связывали искусство композитора с музыкой Бетховена, Брамса, Шумана, с одной стороны, и с Танеевым, Глазуновым, Рахманиновым— с другой.
Стилистические принципы искусства Метнера, поэта-романтика, со светлым жизнелюбивым приятием мира, откристаллизовались рано и практически оставались незыблемыми на протяжении всей жизни композитора. Для него мало свойственны остродраматические конфликты, пессимистические концепции, подчеркнутая ироничность, присущие многим сочинениям XX века. Его скорее привлекает мягкий, незлобивый юмор, добрая улыбка придает особое обаяние многим страницам его произведений.
Подлинной стихией Метнера оказалась лирика. В лучших его работах пленяют образы человека с мечтательной и возвышенной душой, образы вдохновенной юношеской любви, упоение радостями жизни и красотой природы. И какую-то особую неповторимость многим метнеровским образам придают легкая сказочная дымка, окрашивающая их в призрачные, фантастические тона, или элегический склад воспоминаний. Последний особенно интересно представлен в трех циклах, соч. 38, 39 и 40, названных Метнером «Забытые мотивы». Название циклов не случайно. В процессе композиторской работы Метнер создавал огромное число тем, которые не мог сразу же применить в данном сочинении. Темы записывались и откладывались в специальный чемодан для того, чтобы в будущем можно было к ним вернуться. Эту свою черту Метнер в шутку называл «перманентной беременностью темами» и неоднократно сетовал, что все его изданные опусы составляют лишь малую часть того «богатства», которое скопилось в «музыкальном чемодане». К «сокровищам музыкального чемодана» Метнер и обратился, работая над циклами «Забытых мотивов», каждый из которых получился ярким и своеобразным.
Начало создания этих циклов относится, видимо, к 1916 году, а их завершение — к 1920-му, за исключением «Сельского танца» из соч. 38, законченного в 1922 году. Первое исполнение автором всех пьес этих трех циклов (кроме «Сельского танца») состоялось в Москве в Малом зале консерватории 28 января 1921 года, а «Сельский танец» впервые в авторском исполнении прозвучал 10 апреля 1922 года в Берлине.
Первый цикл «Забытых мотивов» строится по принципу образного контраста: задушевная «Песнь на реке» (№ 4) сменяется темпераментным «Сельским танцем» (№ 5) с его характерным волыночным басом; прихотливый «Грациозный танец» (№ 2) ярко контрастирует с полным огня и блеска «Праздничным танцем» (№ 3).
Средством объединения пьес в цикле служит прием обрамления: цикл начинается и завершается темой-лейтмотивом «Сонаты-воспоминания» (№1), дающей ключ к его общесмысловой трактовке. Таким образом, танцы и канцоны цикла оказываются звеньями одного большого рассказа, а может быть, фрагментами чьих-то воспоминаний, начало которым было положено первой сонатой. Об этой сонате А. Б. Гольденвейзер писал: «Дух истинной поэзии и глубокой внутренней значительности делает ее одним из самых замечательных достижений творчества Метнера». Есть сведения, что сам композитор очень любил это сочинение, считал сонату своей настоящей творческой удачей. Самый замысел «Сонаты-воспоминания» определил круг тем в этом произведении и его общий лирико-повествовательный тон. В сонате Метнер отказывается от принципа резких образных контрастов и вводит большое количество лирических тем, как бы повествующих сквозь дымку воспоминания. Это обычно темы грустные, лирико-задумчивые, никнущие. Таков и основной образ сонаты — ее нежно-поэтическое вступление. Оно звучит в произведении трижды, начиная и заканчивая пьесу и появляясь перед серединой — единственным драматически насыщенным разделом сочинения. С этой же темой Метнер не расстается и в других пьесах «Забытых мотивов»: она обрамляет «Вечернюю песню» и завершает собой, как уже отмечалось, первый цикл «Забытых мотивов».
Второй и третий циклы «Забытых мотивов» не столь объединены, как первый, и представляют собой сборники характерных пьес. Они названы «Лирические мотивы» (соч. 39) и «Танцевальные мотивы» (соч. 40).
Конкретная образность, присущая искусству Метнера, тесно связана со значительной ролью программности и жанрового начала в его сочинениях. Важнейшими, определяющими жанрами творчества композитора стали песня и танец. Канцоны, романсы, серенады и песни легли в основу второго, лирического цикла «Забытых мотивов», включающего «Раздумье» (№ 1), «Романс» (№ 2), «Утреннюю песню» (№ 4). Эти и многие другие эпизоды второго цикла овеяны мягкой романтической звукописью.
Е. ДОЛИНСКАЯ
Инна Малинина окончила Центральную музыкальную школу, Московскую консерваторию и аспирантуру, где она занималась у профессора А. Б. Гольденвейзера. В 1956 году она получила 11 премию на Международном конкурсе имени Моцарта в Зальцбурге. Пианистка гастролировала в СССР, ГДР, Польше. Концертную деятельность она совмещает с преподаванием в Музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных.