Каталог советских пластинок
Виртуальная клавиатура
Форматирование текста
Наверх
English
Авторизация
Слушатели предшествующих пяти дисков песен в исполнении Петра Лещенко уже знакомы с основными вехами его творческого и жизненного пути. Коллега и близкий знакомый артиста рижанин Константин Тарасович Сокольский (1904 — 1991) по просьбе меломанов изложил о нем свои воспоминания, с которыми любезно познакомил и авторов этих строк. Это одно из немногих Ценных свидетельств непосредственного очевидца взлета легендарной популярности П.К. Лещенко.
Весной 1930 года в Риге появились афиши, извещающие о концертах в Дайлес театре по ул. Романовской, 37 танцевального дуэта Петра и Зины Лещенко. Дебют имел успех у рижан, паузы между балетными номерами Петр заполнял исполнением романсов под гитару в цыганском костюме. Вскоре стало известно, что Зина — выпускница парижской балетной школы, уроженка Латвии Зинаида Жени Закит. Жили супруги в доме ее родителей по ул. Гертрудес, 27, их стали приглашать на званые вечера рижские меценаты. В небольших гостиных в интимной обстановке пение Петра Лещенко награждалось дружными аплодисментами. Им и заинтересовался композитор и поэт Оскар Строк.
Через некоторое время танцевальный дуэт распался (Зина ждала ребенка), и Петр стал искать возможности реализовать себя в качестве певца. В этом деле ему оказали активное содействие автор популярных песен Оскар Строк и местные меценаты. Первые выходы Петра Лещенко на подмостки больших концертных залов в Риге и Лиепае успеха не имели: его голос не отличался громкостью и слабо-прослушивался в задних рядах (в ту пору еще пели без микрофонов с усилителями). Тогда было решено организовать его концерт в малой аудитории с хорошей акустикой.
Для этой цели было выбрано уютное кафе «А.Т.» на Известковой улице старой Риги, где ставились эстрадные программы и играл небольшой оркестр под управлением виртуозного скрипача Герберта Шмидта. Две недели Герберт Шмидт репетировал с Петром Лещенко репертуар Оскара Строка. Первое же выступление было триумфальным. Певцу был предложен ангажемент на продолжение концертов в кафе «А.Т.» с его участием.
Тогда же, в 1930 году, Петр Лещенко напел на пластинки германской фирмы «Парлофон» первые песни в своем исполнении (из 10 пробных фонограмм для тиражирования было отобрано 4). Кроме репертуара Оскара Строка, певец стал успешно популяризировать эстрадные песни на музыку и стихи еще одного рижанина — Марка Марьяновского. Стал сочинять песни и сам исполнитель.
Разъезды Петра Лещенко уже в качестве песенного солиста по Латвии, Югославии, Румынии завершились обретением постоянного места жительства в Бухаресте, где в 1933 году он вместе с компаньонами открыл на ул. Брезоляну, 7 кафе-ресторан «Наш домик». Сюда съехалось все семейство Лещенко: из Риги супруга с сыном Игорем, из Кишинева мать с отчимом и две сестры артиста — Валентина и Екатерина. Коммерческие дела в «Нашем домике» пошли настолько успешно, что уже в 1935 году в центре румынской столицы на проспекте Виктория возник большой комфортабельный ресторан «Лещенко».
Петр Лещенко заключил в Бухаресте долгосрочный контракт с румынским филиалом американской фирмы «Колумбия» и напел там основную часть своих пластинок. Кроме того, он регулярно ездил в Ригу записывать свое пение в фирме «Беллаккорд Электро». Его лирический баритон оказался на редкость фоногеничным. Недаром Федор Шаляпин назвал его «пластиночным певцом».
Ресторан «Лещенко» обладал популярной притягательностью для русских и румын-«бессарабцев». Зина вместе с сестрами Петра организовала хореографический ансамбль «Трио Лещенко». Но, разумеется, основным «гвоздем программ» были выступления хозяина заведения в сопровождении эстрадного оркестра в составе в среднем из 6 — 10 музыкантов. В разное время руководили этим оркестром Жорж Ипсиланти, Николай Черешня, Анатолий Альбин.
Петр Лещенко начиная с 1930 года поддерживал приятельские отношения со своим коллегой по эстраде Константином Сокольским. Последний раз они виделись в Бухаресте в начале 1937 года при весьма знаменательных обстоятельствах. Гастрольная поездка К.Т.Сокольского совпала с приездом в румынскую столицу Ф.И.Шаляпина. После концерта оперного корифея в пассаже «Эфория» на бульваре Элизабет был организован банкет в его честь в ресторане «Лещенко». . Когда К.Т.Сокольский представился Ф.И.Шаляпину, то услышал от него: «Мне дорог каждый певец, который здесь пропагандирует и утверждает русское искусство».
М.И. Мангушев, Б.Л. Котлярчук