Творческое наследие Николая Яковлевича Мясковского огромно. Симфонии, симфонические поэмы, увертюры и другие оркестровые пьесы, инструментальные концерты, струнные квартеты, десятки фортепианных пьес и другие камерно-инструментальные сочинения, более ста романсов, песни, хоры, кантаты. .. Симфония, бесспорно, была для композитора центральным жанром, средоточием его самых заветных помыслов и самых смелых исканий. И здесь прежде всего поражают масштабы, размах творчества композитора. Двадцать семь симфоний (цифра со времен Моцарта и Гайдна — уникальная в «послужном списке» композиторов) — поистине книга жизни Н. Я. Мясковского.
Но так же, как и в творчестве венских классиков, струнный квартет был для Мясковского важнейшим инструментальным жанром наряду с симфонией.
Квартет № 12 соль мажор, соч. 77, посвященный Д. Кабалевскому, сочинялся летом и осенью 1947 года и впервые был исполнен Квартетом имени Бетховена 30 ноября 1947 года.
Двенадцатый квартет — одно из гармоничнейших созданий Мясковского. Хронологически он примыкает к Двадцать пятой (также первой послевоенной) симфонии (Иконников справедливо называет ее «мирной симфонией»), музыка которой напоена вольным воздухом родных русских просторов, дышит покоем и счастьем.
Двенадцатый квартет близок Двадцать пятой симфонии не только по времени создания. На всем произведении — печать просветленности и умиротворения, отблеск неяркого солнца. Общий характер неторопливого (даже в быстрых частях преобладают умеренные темпы), негромкого высказывания выдержан на протяжении всего цикла.
Двенадцатый квартет может служить образцом зрелого квартетного стиля композитора. /Музыкальная ткань его буквально пронизана полифонией. Полна обаяния идеальная квартетная звучность, инструментовка порою удивительно свежа и изобретательна.
И во всем — в облике музыкальных тем, в характере их изложения и разработки, в подголосочной полифонии, наконец, в гармонии целого — это глубоко русская музыка, верная традиции и в то же время запечатлевшая яркую индивидуальность автора.
Квартет имени Танеева впервые выступил в Малом зале Ленинградской консерватории зимой 1946 года. Его участники в ту пору были еще студентами второго курса консерватории. Музыканты много и упорно работали, особенно любили играть квартеты Бетховена, Чайковского и Танеева, с живостью откликались на каждую квартетную новинку советских авторов. В их исполнении впервые прозвучали произведения ленинградских композиторов В. Салманова, О. Евлахова, B. Баснера, А. Чернова, Н. Агафонникова и других. Имя C. И. Танеева присвоено квартету в 1963 году. Артистическая свобода, безукоризненный ансамбль, умение прочесть авторский замысел — таковы черты исполнительского облика талантливого коллектива, заслужившего признание любителей камерной музыки своими многочисленными выступлениями и записями на граммофонные пластинки.
Ленинградский квартет имени Танеева выступает в следующем составе: Владимир Овчарек (первая скрипка), Григорий Луцкий (вторая скрипка), Виссарион Соловьев (альт), Иосиф Левинзон (виолончель).
Владимир Овчарек и Григорий Луцкий родились в 1927 году. Окончили консерваторию в 1950 году по классу профессора В. Шера.
Виссарион Соловьев родился в 1927 году. Окончил консерваторию в 1951 году по классу профессора И. Левитина.
Иосиф Левинзон родился в 1934 году. Консерваторский курс завершил в 1957 году, занимался у профессора Б. Бурлакова.
Первые три музыканта играют в квартете со дня основания (с 1946 года), Иосиф Левинзон вошел в состав ансамбля в 1967 году.