П.И.ЧАЙКОВСКИЙ
Великий русский композитор Петр Ильич Чайковский родился 25 апреля 1840 года в Воткинске (бывшей Вятской губернии), в семье горнорудного инженера. Получи* хорошее домашнее образование, в 1850 году он поступил в Училище правоведения в Петербурге. По окончании училища Чайковский работал чиновником в департаменте юстиции.
Решение посвятить себя музыке пришло к Чайковскому в сравнительно зрелом возрасте, когда ему уже было более 20 лет, и в 1861 году он поступил в Музыкальные классы Русского музыкального общества в Петербурге, преобразованные в следующем году в консерваторию. В 1865 году Чайковский с отличием окончил ее.
Обширные музыкальные познания и талант выдвинули его в число образованнейших русских музыкантов своего времени. Он вел педагогическую работу в Московской консерватории, выступал в печати как музыкальный критик. Сравнительно быстро получило признание музыкальное творчество Чайковского.
В 1887—1889 годах состоялись концертные поездки по Западной Европе, а в 1891 году он посетил Америку. Зарубежные выступления еще более упрочили славу Чайковского как одного из выдающихся русских композиторов.
Признание заслуг композитора выразилось в избрании его членом-корреспондентом французской Академии изящных искусств (1892 г.) и в присуждении ему почетной степени доктора Кембриджского университета (1893 г.).
Последние годы своей жизни Чайковский провел в г. Клину под Москвой. В начале октября 1893 года он приехал в Петербург. Через несколько дней под его управлением состоялось первое исполнение Шестой симфонии («Патетической»). 25 октября (ст. стиля) 1893 года Чайковский скончался в Петербурге.
Большая профессиональная выучка и внутренняя дисциплина позволяли ему много и плодотворно работать. За три десятилетия композиторской деятельности им написано семь симфоний (в том числе «Манфред»), несколько программных симфонических увертюр и фантазий, десять опер, три балета, три фортепьянных и один скрипичный концерт, свыше ста романсов и др. И везде, в каждом из этих жанров он оставил классические образцы музыкального искусства.
Творчество Петра Ильича Чайковского правдиво и с большой глубиной отражает общественное настроение целой эпохи пореформенной России до начала революционного движения.
Основная тема его творчества — борьба человеческой личности за счастье, против несправедливости и жестокости окружающей действительности. Наиболее полно она раскрылась в симфонической музыке.
Уже в первых симфониях видно стремление композитора к сопоставлению личного и массового, народного. Этот принцип в его творчестве стал одним из ведущих и нашел свое ярчайшее воплощение в Четвертой симфонии, где психологической драме первой части, настроению тоскливого одиночества во второй, противопоставлен финал — картина народного празднества. «Жить все-таки можно»,—писал Чайковский, подводя итог этой драмы. В Пятой и Шестой симфониях отражение разлада между личностью и обществом еще более усиливается.
Не меньшее место в творчестве Чайковского занимает опера. Этот жанр он считал самым демократичным по своим возможностям. «Опера, и именно только опера, сближает вас с людьми, роднит вашу музыку с настоящей публикой, делает вас достоянием не только маленьких кружков, но при благоприятных условиях — всего народа»,— писал Чайковский.
В опере его основные требования сводились к тому, чтобы сюжет был простым и жизненным, «.. .но простота и обыденность не исключает ни поэзии, ни драмы»; либретто краткое, немногословное. Большую роль в усилении музыкальной драматургии должен играть оркестр. Содержание его опер имеет в основном две взаимопроникающих темы — лирико-романтическую, любовную и тему борьбы добра и зла, жизни и смерти. Первая тема особенно ярко показана через образы Татьяны и Ленского, вторая — через драматургическое противопоставление образов Лизы, Германа и Графини.
Принципы оперного и симфонического творчества были перенесены Чайковским и в балетный жанр («Ведь балет — та же симфония») и способствовали его быстрому расцвету. Победа света над мраком, счастья над страданиями («Спящая красавица»), повесть о любви и верности («Лебединое озеро»), тихая печаль и ясная радость, («Щелкунчик»)—таково содержание его балетов. Искренность чувств, драматизм лирических высказываний, яркая мелодичность, интонационно близкая народной песне или городскому романсу-песне — все это определило успех и его камерному творчеству (квартетам, фортепьянным пьесам, романсам и др.). Оно стало достоянием не только концертной эстрады, но и широко распространилось в домашнем музицировании.
И сегодня творчество Петра Ильича Чайковского пользуется большой популярностью. Его симфонические и камерные произведения, оперы и балеты стоят в репертуаре многих филармоний и оперных театров. Гуманизм и демократичность, правдивость и большая эмоциональность музыки Чайковского делают ее понятной и доступной самым широким массам слушателей и служат хорошей школой музыкального воспитания трудящихся.