Каталог советских пластинок
Виртуальная клавиатура
Форматирование текста
Наверх
English
Авторизация
1-я СТОРОНА
1. СТРАДАНИЯ С ПЕРЕБОРАМИ
2. У НАС НЫНЧЕ СУББОТЕЯ
3. САРАТОВСКИЕ ПРИПЕВКИ И ПЕРЕБОРЫ
4. ЧАСТУШЕЧНЫЕ ПЕРЕБОРЫ
5. РАССЫПУХА
6. САРАТОВСКАЯ ПЛЯСОВАЯ
7. ЧАСТУШКИ О ГАРМОНИСТЕ

2-Я СТОРОНА
8. СЕВЕРНЫЕ НАРОДНЫЕ НАИГРЫШИ
9. ПОХВИСТНЕВСКАЯ КАДРИЛЬ
10. РУССКАЯ ПЛЯСКА (П. Чайковский)
11. СИБИРСКИЙ ПЛЯСОВОЙ НАИГРЫШ
12. ЯБЛОЧКО
13. БАРЫНЯ

В. Морозов, гармонь-ливенка (I)
Д. Мороховский, ложки со звонками (2)
П. Акчаров, баян (2)
П. Мулин В. Русскин и В. Загородное, саратовские гармоники (3)
Ф. Филин, венская гармонь (4)
Ансамбль пензенских гармоник (5)
Г. Касатов, береста (6)
В. Бурыкин, саратовская гармоника (6)
Вокальный квартет и В. Буторин, гармоника (7)
Ю. Казаков, баян (8)
Е. Григорьев, Г. Векшин, А. Савельев и В. Горшков, баяны (9)
В. Кузнецов и И. Тихонов, баяны (10)
И. Боровиков и А. Трубицын, баяны (11)
A. Шалаев и Н. Крылов, баяны (13)
B. Кузнецов, баян (12)

Русская народная инструментальная музыка богата и разнообразна. На необъятных просторах нашей Родины звучат рожки и жалейки, дудки и кугиклы, гусли и скрипки, балалайки и домры, гармоники и баяны. В основе искусства народных музыкантов лежит обычай «играть под песню», «играть под пляску». В многочисленных сольных и ансамблевых наигрышах-переборах музыканты-инструменталисты по-своему разрабатывают мелодическую и образно-поэтическую природу русской народной песни. Они обычно хорошо знают слова варьируемой песни, «следят» за этими словами, а порой по-своему их «выговаривают».
Гармоника, как инструмент аккомпанирующий, а вскоре сольный и ансамблевый, начала широко и повсеместно распространяться в России с середины XIX века, в связи с ростом популярности нового жанра «песни-частушки». На основе этого жанра и ныне продолжают развиваться самостоятельные пьесы, получившие широкую известность: «Волжские страдания», «Саратовские припевки и переборы» и другие.
В послевоенные годы баяны и аккордеоны—любимые сольные и ансамблевые инструменты—получили у нас
массовое распространение в народных хорах, хореографических ансамблях и оркестрах народных инструментов, на музыкальной эстраде и в повседневном быту.
Народные музыканты-умельцы издавна применяли музыкальные инструменты, изготовленные из подручных
материалов (березовой коры—бересты, деревянных дощечек), а также гребни, ложки, колокольцы, бубенцы.
Некоторые из этих «инструментов» до сих пор встречаются в популярных формах ансамблевого музицирования. На грампластинке «Саратовская плясовая» звучит в наигрыше на коре бересты, воспроизводящей пение соловья.
Народная инструментальная музыка составляет неотъемлемую часть большой, многосторонней культуры
русского народа.