Оборот конверта (Московский опытный завод "Грамзапись")
В Англии пение кэрол — это, прежде ncero, колоритно обставленный ритуал, веселое или торжественное настроение, праздники. Кэрол пели И в застолье, и на открытом воздухе в торжественном праздничном шествии, под се псине танцевали. Кэрол — одна из наиболее дреицих песенных форм, сохранившихся в Англии до вашего времени. Ее происхождение уходит в глубь Средних веков, когда она была песней-танцем, в котором сольное и хоровое псине чередовались. Из этого обычаи возникла ее форма, важнейшая часть которой — рефрен начинает песню и возвращается после каждой новой строфы. Содержание песен было или папино религиозным, или шутливым, развертывающимся в форме диалога. В XVI веке кэрол уже не танцевали, она стала просто песней, которую исли на два или на три голоса.
Большинство кэрол анонимны, об их авторах практически ничего неизвестно. Хотя кэрол не были народным творчеством, тем не менее узнаваемое своеобразие их мелодий и ритмики безошибочно указывают место их происхождения.
В простых популярных песенных формах, принятых в ту эпоху одинаково в народе и при дворе, происходило иногда настолько тесное сближение фольклора и профессионального творчества, что даже внутри одного произведения не всегда легко отделить одно от другого.
Композиторы часто использовали известные народные мелодии для своих сочинений. Так, в шутливой песне «Ah Robin», Подписанной Уильямом Корнишем (он. 1465 — ок. 1523), композитором при дворе Генриха VIII Тюдора, мелодия, начинающая песню, а затем подхватываемая поочередно каждым из трех голосов, по-видимому, народная. Корниту же принадлежит ее трехголосная обработка. О повсеместной и устойчивой популярности песни свидетельствует тот факт, что спустя сто лет она упоминается в «Двенадцатой ночи» Шекспира (в IV акте ее поет шут).
Возникновение английской мадригальной школы относится к девяностым годам XVI века. В 1588 году в Лондоне началась публикация итальянских мадригалов с переводами текстов на английский язык. Мадригал стал сенсацией, музыкальным открытием, Мадригалы пели не только в придворных кругах, но и в гостиных поднимавшегося среднего класса, в певческих обществах. Неумение читать с листа музыкальную партию в среде образованных людей елизаветинской Англии считалось серьезным недостатком воспитания. Атмосфера всеобщего увлечения этим чисто светским искусством дала толчок к рождению напиональной мадригальной школы, крупнейшими представителями которой стали Морли, Уилкс и Уилбн.
В отличие от итальянского, елизаветинский мадригал мало зависел от слова, его трактовка поэтического текста была более сдержанной, но музыкальной композиции, как в целом, так и в отдельных приемах, англичане уделяли большее внимание.
Томас Морли (1557—1603), основатель школы английских мадригалистов, взяв за образец «облегченные» разновидности итальянского мадригала — канцонетту и «Balletto». создал английский тип композиции. В пьесах Морли сохранились легкость настроения, почти танпевалыюсть ритмики, преобладание аккордовой фактуры итальянского прототипа, но была в них и черты отечественной полифонической песни.
Балеты Морли более тщательно музыкально разработаны, обязательный рефрен, певшийся без текста на условные слоги «фа-ля-ля», пронизан короткими имитационными мотивами, ритмические акценты прихотливо меняются, четырехдрлыюсть чередуется с трехдольностью. В трактате «Введение в практическую музыку» Морли писал: «В вашей музыке вы должны быть колеблемым как ветер: иногда распущенным, иногда поникшим, иногда серьезным и степенным, иногда изнеженным, и чем больше разнообразия вы способны показать, тем больше удовольствия вы доставите».
В мадригалах Морли преобладают грациозные, светлые образы. Легкий веселый талант Морли получил признание при его жизни: его сборники неоднократно переиздавались, что в эту эпоху случалось очень редко. Помимо оригинальных сочинений. Морли принадлежит большое количество аранжировок. К их числу относится изящный дуэт «I кое before" my darling», являющиеся переработкой на два голоса итальянской канцонетты. Элегантность письма Морли здесь в красоте фразировки, в рельефности мелодических линий.
Томас Унлкс (ок. 1575—1623). композитор следующего поколения, продолжал писать в канцонеттной манере Морли. но при этом он расширил и обогатил круг выразительных средств мадригала: его ритмика более сложна, его инновации в области хроматического письма УДИВЛЯЮТ смелостью, беспрецедентной для елизаветинской Англии. Тем не менее его мадригальный стиль, мужественный н грубоватый, ближе, чем у его коллег, к традициям полифонической светской песни эпохи Генриха VIII.
Джон Доуленл (1563—1626) был одним из соядателей жанра сольной аккомпанпрованной песни XVII века. Рано получив известность в Европе как выдающийся лютнист-виртуоз, прекрасный певец, сам исполнявший сноп песни. Доуленл прожил большую часть жизни за границей, много путешествовал, жил во Франции. Германии. Италии, продолжительное время служил в Лапин при лворе Христиана VI. Вернувшись на родину уже немолодым. Доуленл испытал глубокое разочарование, осознав что в своей стране он неоценен и забыт.
В лирических песнях Доуленда преобладают скорбные настроения: томление неразделенного чувства, горечь разлуки, любовные страдания. Сам композитор, отмечая меланхолическую настроенность своей музыки, называл себя «всегда печальным» («Semper Rowland. Semcer dolens»). Его восемьдесят семь песен, издававшихся с 1507 до 1612 года, показывают заметную эволюцию стиля. Если песни первого сборника, такие, как «Come away, come sweet love», привлекают свежестью мелодического дарования. благородной простотой манеры, то в дальнейшем все чаще появляются песни, подобные «I saw my lady weep», где глубина чувства потребовала усложнения средств музыкального языка, где мелодия экспрессивней, гармония, отмеченная печатью индивидуальности, свободнее, а лютневое сопровождение меньше зависит от мелодии: это уже развитой камерный стиль. Лютневые песни Доуленда. несомненно, намного опередили свое время.
Первая публикация песен Доуленда вызвала в Англии волну подражаний. Уже в следующем году (1598) появляются песни Майкла Кэвендиша (ок. 1565—1628). написанные, как и песни Доуленда. для одного голоса с сопровождением лютни и виолы. Лучшая из них. «"Wand'ring in this place» — маленький шедевр. Тщательно выписанный контрапункт в партии сопровождения — в традициях английской пес-пи домадригального стиля. Кэвсндиш воспользовался чисто внешними признаками новой формы Доуленда. оставаясь верным традиционному письму.
Большое место в наследии Доуленда занимают сочинения для лютни, среди них многочисленные пьесы танцевального жанра — паваны, гальярды. жиги. Ео времена Доуленда павану уже не танцевали, она превратилась в стилизованную Форму, в которую композиторы подчас вкладывали значительное содержание. Большой интерес представляет написанная Доулендом для ансамбли виол сюита из семи паван. которую он назвал «Lachrimae (буквально «слезная») или Семь Слез, образованных в Семи Страстных Паванах». В предпосланном сочинению посвящении Доулснд пишет: «...хотя название обещает слезы... все же слезы, проливаемые музыкой, без сомнения, приятны, льются ли они в печали, или радости и веселии». Название «Lachrimae» перенесено композитором из своей же песни, имевшей тогда огромную популярность. Известность песни была так"велика, что се название приобрело нарицательное значение символа печали. В этом контексте оно упоминается во многих драматических произведениях и стихах: мелодию песни использовали композиторы в своих произведениях, в частности выдающийся английский композитор Бёрд написал на ее тему вирджннальные вариации. В сюите песня звучит полностью в первой паванс. в остальных папанах цитируются, главным образом, ее первые такты в начале каждой пьесы. Живая, выразительная музыка паван. их яркая эмоциональность ставит сюиту «Lachrimae» в один ряд с лучшими образцами ансамблевой музыки начала Х\ II века и подтверждает, что в инструментальной музыке Доуленд был не менее велик, чем в вокальной.
М. Давиденко
Ансамбль солистов «Мадригал» был создан в апреле 1965 года. Тогда впервые в концертных залах многих городов нашей страны зазвучала музыка Палестрины, Монтсвсрди. Фрсскобальди и других композиторов эпохи Возрождения, поразившая слушателей своей красотой. За прошедшие годы ансамбль подготовил более двадцати программ. Это концерты-монографии, посвященные творчеству выдающихся композиторов прошлого, а также концерты, отражающие наиболее интересные музыкальные эпохи различных стран, например, музыка Англии елизаветинского периода, музыка Средневековья пли немецкая музыка эпохи Реформации. С большой любовью исполняет «Мадригал» и русскую музыку XII—XVIII веков. Стремление воспроизвести старинные партитуры в их подлинном виде, отношение к старинной музыке не как к музейной, а пак к живой, исполненной радостей и страстей,—вот те черты, которые характеризуют творческий облик ансамбля «Мадригал».
The «Madrigal», an ensemble of solo performers, came into being in 1065. Then, for the first time ever, the strains of music by Palestrina, Monteverdi, Frescobaldi and other composers of the Renaissance began to sound in the concert halls of many cities of the Soviet Union. The listeners were most favourably impressed by their beauty. Since then the «Madrigal» has prepared over 20 programmes. These were thematic performances presenting the works of outstanding composers of the past, as well as concerts dedicated to the most interesting periods in the musical history of various countries (such as the Elizabethan period in England, the music of the Middle Ages or the German music of the Reformation time). The Ensemble aspires to perform the ancient scores in their genuinely original form, it treats them not just as so many museum pieces, but sees in it a form of living art inspired by joy and passions. No less is the loving care with which the «Madrigal» executes the Russian music of the 12th— 18th centuries. These features are the Ensemble's hall-marl: as an art phenomenon.
На лицевой стороне конверта: Дж. Констебль. Вестминстерское аббатство