Каталог советских пластинок
Виртуальная клавиатура
Форматирование текста
Наверх
English
Авторизация
Принято считать Даниила Шафрана артистом романтического плана. Действительно, музыка ХIХ столетия – Шуберт, Шуман, Шопен, Брамс – звучит у него особенно одухотворенно. Впрочем, это свойство натуры исполнителя оказывается не менее ярким и в контексте новейшей музыки. Вы сможете убедиться в этом, сопоставив на данном диске интерпретации произведений эпохи романтизма и созданной в 1985 году Виолончельной сонаты Б. Арапова. Что бы ни играл Шафран, мы всегда ощущаем удивительную «раскованность человеческого духа», его «действительную свободу», то, что Ф. Шеллинг считал основой романтического миропонимания.
Шафран – романтик именно по активности мироощущения, чуждого стандартам и незыблемым канонам, которые он сознательно разрушает. Так, ему «тесно» в рамках привычного виолончельного (увы, довольно узкого) репертуара, как «тесно» и в рамках «фиксированного» текста играемого сочинения. На данном диске «невиолончельная» Соната Шуберта (в оригинале написана для скрипки с фортепиано) соседствует с Сонатой Арапова, созданной специально для Шафрана, вызванной к жизни искусством виолончелиста и написанной в тесном содружестве (почти соавторстве) с ним. Благодаря Шафрану в репертуар виолончелистов вошли Альтовая соната Шостаковича и скрипичная «Сюита в старинном стиле» Шнитке, прозвучали переложения вокальных «Четырех строгих напевов» и Скрипичной сонаты Брамса…
Старейший ленинградский композитор Борис Арапов известен главным образом как мастер крупных форм – опер, симфоний, инструментальных концертов и вокальных циклов. Манера высказывания композитора отличается редким благородством, сдержанностью, подчеркнутой интеллигентностью. Его музыка привлекает естественностью течения «событий», искренностью тона, гармоничной соразмерностью целого. Сохраняя в неприкосновенности замысел автора, Шафран удивительно умело проясняет его, заставляя сверкать еще более яркими красками. Подготовка к первому исполнению и записи Сонаты – процесс настоящего сотворчества композитора и исполнителя, пример истинного и взаимообогащающего содружества двух больших музыкантов.
А. Ивашкин