Каталог советских пластинок
Виртуальная клавиатура
Форматирование текста
Наверх
English
Авторизация
Творческий путь народной артистки РСФСР, лауреата Государственной премии СССР Надежды Алоллинарьевны Казанцевой тесно связан с развитием советского радиовещания. Поэтому мне, спутнице и свидетельнице ее пути, хочется обрисовать ту обстановку, тот климат, в которых развивался ее талант.
Это было время, когда на Всесоюзном радио формировались свои художественные коллективы: симфонический оркестр, оркестр народных инструментов, хор и вокальная группа. Кадры вокалистов составила в основном молодежь из консерватории и ГИТИСа.
Дело было новое, все создавалось нами: и стиль работы, и, главное, взаимоотношения. Мы были молоды, полны энергии и желания организовать свой, новый радиотеатр для многомиллионной аудитории слушателей. Очень немногие могли выдержать режим нашей работы — требовалось быстро учить репертуар, осваивать совершенно незнакомые сочинения классиков и современных композиторов. Но вокальная группа это выдерживала, потому что мы были влюблены в свой труд.
И вот в 1935 году на радио пришла Надюша Казанцева — молодая, обаятельная, музыкальная и трудолюбивая. Такой колоратуры у нас в группе не было. Она сразу с та своей и скоро заняла ведущее место в коллективе.
В те годы по приглашению руководства радио в Москву приезжали крупные дирижеры — Клемперер, Клайбер, Сенкар, Штидри. Особое место среди них занимал Георг Себастьян, проживший в Москве несколько лет. Себастьян работал за рубежом с Бруно Вальтером и участвовал с ним в создании новой формы исполнения опер — на концертной эстраде. Эту идею Себастьян воплотил и в Москве. Многие москвичи старшего поколения помнят, какой популярностью пользовался организованный Всесоюзным радио цикл опер Моцарта в концертном исполнении под управлением Георга Себастьяна. Спектакли проходили в лучших залах Москвы — Большом зале консерватории, Зале имени П. И. Чайковского, Доме ученых, Колонном зале Дома союзов.
Надежда Аполлинарьевна Казанцева исполняла все ведущие партии в цикле опер Моцарта: Сюзанны и Керубино («Свадьба Фигаро»), Констанцы («Похищение из сераля»), Памины («Волшебная флейта»), мадам Зильберкланг («Директор театра»). Работа с таким дирижером, как Георг Себастьян, и проникновение в красоты музыки Моцарта стали хорошей школой для молодой певицы.
После отъезда Себастьяна продолжался показ русских и зарубежных опер в концертном исполнении. Возглавляли эту работу замечательные дирижеры: А. И. Орлов, Н. С. Голованов, С. А. Самосуд и К. Зандерлинг. В репертуар Надежды Алоллинарьевны вошли такие оперы, как «Золотой петушок» Римского-Корсакова, «Руслан и Людмила» Глинки, «Искатели жемчуга» Бизе, «Лакме» Делиба.
Интенсивная работа над оперными партиями не отвлекала Казанцеву от изучения и исполнения камерных произведений. На радио не было распределения исполнителей по жанрам музыки, все были заняты и в операх, и в опереттах, и в пропаганде песен народов мира, и в популяризации вокальных сочинений классиков и советских композиторов. Мы были убеждены, что знакомство с различными жанрами музыкального искусства развивает у исполнителя новые грани его дарования. Чрезвычайно важной особенностью работы вокалистов на радио являлась постоянная живая творческая связь с Союзом композиторов. Композиторы становились нашими друзьями, и многие их сочинения впервые прозвучали при непосредственном участии артистов нашего коллектива.
Одной из больших удач в творческой жизни Надежды Алоллинарьевны Казанцевой был Концерт для голоса с оркестром Рейнгольда Морицевича Глиэра. Певице посчастливилось стать первой его исполнительницей.
В фондах Всесоюзного радио хранится огромное количество записей Надежды Алоллинарьевны Казанцевой. Один только перечень исполненных ею произведений — опер, оперетт, романсов, песен — занимает несколько страниц. Это своеобразный музыкальный дневник выдающейся певицы: ведь многое было пережито и связано именно с музыкой. Надежда Аполлинарьевна Казанцева выбрала для этой пластинки записи, осуществленные непосредственно из концертных залов Москвы в 1950-е годы. Принцип программы — легкая вокальная лирика, популярнейшие номера колоратурного репертуара. Эти произведения справедливо считаются украшением концертной эстрады, их любит и прекрасно принимает самая демократическая аудитория. Но для исполнения такой музыки нужны филигранная работа, превосходная академическая школа, высокое вокальное мастерство и художественный вкус Есть здесь и обработки для голоса с фортепиано инструментальных пьес — «Сентиментальный вальс» Чайковского и «Медленный вальс» Дебюсси. Есть народные неаполитанские песни, очаровательные картинки И. Штрауса «Рассвет» и полька «В детской». Эти изящные миниатюры требуют от певицы особой деликатности в выборе тембровых нюансов. Надежда Аполлинарьевна исполняет программу со свойственной ей музыкальностью и владением всей гаммой колоратурной техники, с теплотой и сердечностью. Виртуозные фиоритуры, словно серебристое кружево, окружают рисунок мелодии, придавая ей то или другое настроение в зависимости от содержания пьесы. Особо мне хотелось бы выделить блистательное звучание «Песенки Катон» из оперы «Каза-нова» Л. Ружицкого и неаполитанской песни «Как мне узнать».
Я получила огромное удовольствие, слушая программу Надежды Алоллинарьевны Казанцевой. Ее прелестный голос, ее великолепное мастерство словно вернули нас в наши юные годы — в пору счастливых надежд, напряженного радостного труда, той незабываемой атмосферы, в которой мы творчески жили и росли.
Н. РОЖДЕСТВЕНСКАЯ, народная артистка РСФСР