ЛЗГ, 1979
Зак. 1226. Тираж 2050
Среди выдающихся мастеров Ленинградского государственного академического театра оперы и балета имени С. М. Кирова почетное место принадлежит народной артистке РСФСР Александре Андреевне Халилеевой.
Она родилась на Смоленщине в поселке Красный. 13 1932 году окончила Московскую консерваторию но классу Е. Е. Егорова, а затем аспирантуру Ленинградской консерватории, где совершенствовалась у 3. П. Лодий и Е. А. Вронской. В 1936 году Хали-леева была принята в труппу Ленинградского театра оперы и балета имени С. М. Кирова, на сцене которого прошла вся ее творческая жизнь. Дебют в партии Джильды («Риголетто» Дж. Верди), которую певица исполнила с технической свободой и артистизмом, принес ей первый большой успех. В том же сезоне Халилеева приняла участие в премьере оперы О. Чишко «Бронепосец «Потемкин» (партия Шуры). Последующие выступления в партиях Царевны Лебедь («Сказка о царе Салтане» Н. Римского-Кор-сакова) и Недды («Паяцы» Р. Леонкавалло) продемонстрировали богатые вокальные и сценические возможности артистки.
Широкий диапазон голоса (лирико-колоратурное .сопрано), свободное владение всеми его регистрами, мастерство выразительной и технически безупречной вокализации позволяли певице с равным успехом выступать в разнообразном репертуаре. Она пела Волхову и Сирин («Садко» и «Сказание о невидимом граде Китеже» Н. Римского-Корсакова), Виолетту («Травиата» Дж. Верди), Людмилу («Руслан и Людмила» М. Глинки), Маргариту («Фауст» Ш. Гуно), Донну Анну («Дон Жуан» В. А. Моцарта), Микаэлу («Кармен» Ж. Визе), Тамару («Демон» А. Рубинштейна).
Пожалуй, самой замечательной работой Халиле-евой была Аптонида в опере М. Глинки «Иван Сусанин». Певица наделяла свою героиню большой душевной красотой, нежностью, искренностью. С огромным успехом она исполняла эту партию в Москве Щ 1940 году, во время смотра театрального и музыкального искусства Ленинграда.
В годы Великой Отечественной войны певица выступала в составе фронтовых концертных бригад, пела спектакли в Перми, куда был эвакуирован театр, участвовала в премьере оиеры М. Коваля «Емельян Пугачев».
В советском репертуаре лучшей партией Халиле-евой была признана Луиза в опере С. Прокофьева «Обручение в монастыре». Певица создала образ живой, искрящийся весельем и юмором, и в то же время покоряющий искренностью, душевным обаянием, что было всегда свойственно исполнительской манере артистки.
Успешно выступала Халилеева и на концертной эстраде; в ее программах особенно значительное место занимали произведения русских композиторов. Как камерная певица она получила известность не только в нашей стране, но и за рубежом, куда неоднократно выезжала на гастроли.