Каталог советских пластинок
Виртуальная клавиатура
Форматирование текста
Наверх
English
Авторизация
Текст анонса (Апрелевский завод).
Солистка Большого театра, народная артистка СССР Ирина Архипова — одна из выдающихся советских певиц, чье искусство получило всемирное признание.
Она родилась в Москве. Окончила Московский архитектурный институт, где занималась в самодеятельном вокальном кружке у педагога Н. Малышевой, затем в 1954 году — Московскую консерваторию по классу профессора Л. Савранского. Артистическая карьера Ирины Архиповой началась на Урале, в Свердловском театре оперы и балета. В 1955 году певица была удостоена I премии и золотой медали лауреата на международном конкурсе вокалистов Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Варшаве, а в 1956 году дебютировала на сцене Большого театра Союза ССР в партии Кармен.
Живое, яркое дарование артистки раскрылось в труднейших партиях классического и современного оперного репертуара. «Я люблю роли, в которых человек дан многогранно, в различных планах», — говорит Ирина Архипова. Главной темой ее творчества стало создание правдивого человеческого характера во всем многообразии его чувств и переживаний. Кармен в одноименной опере Бизе, Амнерис и Эболи («Аида» и «Дон Карлос» Верди), Марина Мнишек и Марфа («Борис Годунов» и «Хованщина» Мусоргского), Дьячиха («Ее падчерица» Яначека), Шарлотта («Вер-тер» Массне), Полина, Княгиня и Любовь («Пиковая дама», «Чародейка» и «Мазепа» Чайковского), Любаша, Весна и Любава («Царская незеста», «Снегурочка» и «Садко» Римского-Корсакова), Ниловна («Мать» Хренникова), Варвара Васильевна («Не только любовь» Щедрина) — лучшие творческие работы И. Архиповой в спектаклях Большого театра.
Свыше трехсот произведений насчитывает концертный репертуар певицы. Особо следует отметить ее испо/ нение романсоз Чайковского, Рахманинова и Римского-Корсакова, песен Мусоргского (вкгючая цикл «Песни и пляски смерти»), Брамса, Листа, Вольфа, рапсодии для альта Брамса, «Реквиема» Верди, кантат и ораторий русских и советских композиторов.
Ирина Архипова неоднократно записывалась на грампластинки. Записи оперы «Борис Годунов» Мусоргского и рапсодии для альта Брамса с ее участием отмечены Grand Prix во Франции и США.
Ирина Архипова много гастролирует в Советском Союзе. Огромный успех имели выступления певицы в Соединенных Штатах Америки, Италии, Финляндии и других странах.
Советская и зарубежная музыкальная пресса высоко оценивает ее вокальное и сценическое мастерство.
«Правда эмоций рождается у Архиповой из правды характера. Пожалуй, один из самых ярких примеров этого — Любаша в «Царской невесте»... Архипова создает монолитный образ. И это впечатление рождается из непрерывности внутренней жизни, в которой каждый миг заполнен мыслью и чувством...» (журнал «Советская музыка», 1964 г.).
«В голосе Кармен — Архиповой звонкость, исключительная тембристость и драматическая насыщенность. Особое впечатление производит удивительное сочетание пламенного темперамента и неуловимого оттенка человеческой грусти, характерной для многих героинь русских опер, которое привносит Архипоза в исполнение партии Кармен... Ирина Архипова — одна из тех немногих певиц, которым удается при всей продуманности, сдержанности, элегантном сценическом поведении и при богатейшей тембровой гамме в голосе придать образу Кармен чувство необыкновенного тепла, привлекательности и правдивости» (газета «Унита» — Италия, 1961 г.).
«Ее голос очень своеобразной красоты. Он обладает характерной сочностью, богатством тембра, свойственным низким струнным инструментам, и в то же время в нем есть нежность и трепет. В песнях (Брамса и Вольфа — ред..) ее голос звучит очень интимно, с тонкой фразировкой, передавая самые сокровенные чувства... Архипова принадлежит к превосходным исполнителям Lieder» (газета «Нью-Йорк тайме» — США, 1966 г.).
«Голос Архиповой представляет славянскую школу в ее наилучшем виде, он звучит ровно во всех. регистрах, причем его превосходная динамическая эластичность сохраняет характерный тембр меццо на всем диапазоне. Благодаря пылающему форте, драматические кульминации достигали редкостного эффекта, и в соединении с этим сценическое воплощение сделало из интерпретации роли (Амнерис — ред.) персональную главную роль...» (газета «Илта Саномат» — Финляндия, 1967 г.).
«У Ирины Архиповой тембристость голоса, чистое и округлое звучание сочетаются с очень благородным стилем пения. Марфа Архиповой является образцом исполнения этой партии...» (газета «Иль Джорно» — Италия, 1967 г.).
«Строгость и благородство вкуса развиты у нее в высшей степени. Ничего лишнего. Никаких внешних эффектов. Все трактуется ярко, эмоционально-объемно и... удивительно просто. Но это та высшая простота, которая, являясь кристаллизацией десятков и десятков предварительных исполнительских вариантов, убеждает единственной неповторимостью» (газета «Советская культура», 1968 г.).