«Моцарт — это молодость музыки, это вечно юный родник, несущий человечеству радость весеннего обновления и душевной гармонии. Бездонная глубина его человечнейших образов, поразительная смелость его новаторских открытий, двинувших на десятилетия вперед музыкальное искусство, совершенная гармоничность и стройность формы — вот сила Моцарта, вот величие его искусства, неувядаемого в веках», — пишет о Моцарте Д. Д. Шостакович.
Творческое наследие Моцарта грандиозно. За свою недолгую жизнь композитор создал огромное число сочинений, испробовав свои силы во всех важнейших жанрах того времени. Но две области музыкального искусства особенно привлекли Моцарта — опера и симфония. «Юпитер», симфония соль минор, «Дон Жуан», «Волшебная флейта», «Свадьба Фигаро» — вот шедевры, составляющие гордость и славу венской классической школы.
6 январе 1790 года в крупнейшем венском музыкальном журнале появилось следующее сообщение: «Наш театр получил новое великолепное произведение. Вчера эта опера первый раз дана в национальном театре: ее название «Cosi fan tutte». О музыке, думаем мы, достаточно сказать, что ее написал Моцарт». Премьера оперы состоялась 26 января 1790 года. За 176 лет эта опера обошла сцены всех крупнейших оперных театров мира. При жизни Моцарта ее ставили в Праге, Лейпциге и Дрездене, позднее — в Лондоне, Нью-Йорке, Будапеште и других городах. В Петербурге она впервые прозвучала в 1813 году, показанная итальянской оперной труппой.
Моцарт писал «coal tan tutte» с декабря 1789 по январь 1790 года. В то время ген«и Моцарта достиг своего расцвета, уже были созданы «Свадьба Фигаро» и uptOH Жуан», три последние симфонии, квартеты, посвященные Гайдну, струнный квинтет соль минор.
«Так поступают все» — типичная опера-буфф {автор либретто Лоренцо да Понте), комедия нравов, жанр, зародившийся в венском народном театре и пользовавшийся в Австрии оольшои люооаью.
Сюжет оперы, напоминающий маленькую непритязательную Бурлеску, прост. Действие происходит в Неаполе. Два итальянских офицера Феррандо и I ульельмо соиираются жениться на сестрах Фьордилиджн и мораоелле. Их приятель Дон Альфонсо убежден, что женщины не могут оыть верными в любви. Он предлагает друзьям испытать чувства оиеих невест, шеррандо и I ульельмо прощаются с девушками, ооъявнв о своем отъезде на войну. На самом деле они, переодевшись, возвращаются в дом своих возлюбленных н, пользуясь покровительством горничной Деспины {своего рода Фигаро в юоке], начинают ухаживать каждый за невестой другого. Девушки быстро забывают своих «старых» возлюоленных и не прочь пококетничать с «иностранцами», после ряда веселых и остроумных приключений все кончается к оощему благополучию. Дон Альфонсо оказался прав — так поступают все женщины...
Даже такой непритязательный сюжет давал композитору возможность отразить нравы светской Ьены. Главные герои оперы обрисованы композитором с оттенком легкой ироничности, с мягкой, незлобливой улыбкой. Пылкость и лукавство, лиричность н озорство по-разному воплощены в главных действующих лицах.
Небольшая Увертюра — яркая симфоническая «заставка», полная жизни, динамики, лирики и юмора. Темпераментной, стремительной главной теме противопоставлено медленное вступление, в котором мощные аккордные возгласы (как бы призывающие к вниманию) рождают мягкое пение скрипок. В целом увертюра по своей прозрачности, виртуозному сочетанию солирующих инструментов, по смелости гармоний и тонкости мелодического рисунка принадлежит к числу самых изысканных моцартовских партитур.
Первая сцена начинается терцетом Феррандо, Гульельмо и Дон Альфонсо. «Коварный искуситель» Дон Альфонсо сеет зерна сомнения в души влюбленных юношей. В ансамблях, которые играют важнейшую роль в драматургии оперы, по-разному раскрываются и получают яркую характеристику центральные герои. В образе Дон Альфонсо Моцарт подчеркивает ум, скепсис, злую ироничность, неверие в доороту людей.
Черты старомодного рыцарства, галантности ощущаются в партиях Гупьепьмо и Феррандо. Последний мечтает устроить серенаду под окнами своей возлюбленной, музыка, характеризующая друзей, светла, лирически возвышенна, благородна. В терцете их партии почти все время звучат одновременно и ярко оттеняются контрастными репликами Дон Альфонсо.
Широко известен Дуэт Дорабеллы и Фьордилиджн в начале второго действия. «Возлюбленные» девицы производят «раздел» новых «претендентов», «я брюнета выбираю, он мне кажется милей», — говорит Дорабелла. Мягкая «серенадная» лирика дуэта окрашена в легкие иронические тона. Поскольку обе героини испытывают одинаковое чувство «страстной любви», Моцарт вкладывает в уста сестер сходные мелодии, исполненные грации и изящества, но несколько холодноватые. Партии сестер отмечены тонкой, ювелирной музыкальной росписью.
Квартет Деспины, Фьордилиджн, Гульельмо и Дон Альфонсо вносит новые черты в характеристику главных вдохновителей обмана — Дон Альфонсо И Деспины.
Деспина — простая венская девушка, практичная, находчивая, дерзкая. Она — ловкая служанка, наперсница сердечных тайн, домашний деспот. Деспина вертит своими «хозяйками», дурачит Дон Альфонсо, денежки которого постепенно перекочевывают в ее карман. В музыкальном портрете Деспины преобладают комедийные краски. В ее мелодиях все время ощущается связь с австрийским народным песнетворчеством.
Ария Гульельмо из второго действия — типичная ария ревности. Познав коварство женского сердца, легкость измены, Гульельмо развенчивает всех женщин, обвиняя их в непостоянстве. Ария состоит из нескольких контрастных разделов — маленького оркестрового вступления, броской и блестящей основной темы, лирического фрагмента («Но бежать от вас спокойней, чем лежать у ваших ног»), маршевых интонаций («Тысячу раз за вас я дрался»).
Исполнена изящества и лирической привлекательности Ария Дорабеллы. Девушка искренна, непосредственна, экспансивна, в то время как Фьордилиджн прячет свое стремление к удовольствиям за личиной напускной кротости и соблюдением «приличий».
Сложная мелодическая партия Дорабеллы отмечена тонкими гармоническими переходами, прозрачной инструментовкой, изяществом формы.
Большая Заключительная сцена — развязка всей интриги: Феррандо все-таки любит Дорабеллу, а Гульельмо — Фьордилиджн. Моцарт строит эту сцену как блестящую вереницу ансамблевых (от дуэта до секстета) и маленьких сольных номеров.
Яркость музыкальных характеристик и мелодическая щедрость, тонкость инструментовки и общий мягкий лиризм выдвигают оперу «Так поступают все женщины» в число неувядаемых шедевров, созданных геннем Моцарта.
Е. Долинская