Каталог советских пластинок
Виртуальная клавиатура
Форматирование текста
Наверх
English
Авторизация
Один из популярнейших и любимейших во всем мире балетов «Лебединое озеро» был особенно дорог и сердцу его автора. Впервые обратившись к музыкально-хореографическому жанру, П.И. Чайковский увлекся сюжетом, и его музыка с первых же спектаклей (премьера состоялась в Москве 20 февраля 1877 года) покорила публику.
Музыка балета отмечена печатью могучей индивидуальности ее автора, поднявшегося на творческую вершину, где в непосредственном соседстве с балетом находятся опера «Евгений Онегин» и Четвертая симфония. Не случайно эти три произведения завоевали всенародную любовь, они стали воплощением заветных дум их автора, говорившего: «Я хотел бы, всеми силами моей души, чтобы музыка моя распространялась все шире, чтобы все больше людей находило в ней утешение и подпору».

Это и несет людям музыка «Лебединого озера», проникнутая высокими чувствами, стремлением к идеалу, драматизмом борьбы за счастье – всем прочувствованным и пережитым самим композитором. Отсюда и поэтическое очарование мелодий, сразу западающих в душу, пробуждающих в ней ответное звучание. И это не просто метафора, а сущность самой музыки, сочетающей высокую простоту с богатством содержания.
Музыка «Лебединого озера» часто звучит в концертном исполнении в виде сюиты, в которую вошли широко развернутые сцены и отдельные танцевальные номера.

Балет «Щелкунчик» создан П.И. Чайковским в 1892 году, в непосредственной близости с оперой «Иоланта» (1891) и Шестой симфонией (1893). Вместе с ними он завершает творческий путь композитора, достигшего высочайшего мастерства, равно владеющего всеми жанрами. И если говорить о последнем балете, то он решает задачу новаторски, к чему предрасполагали и общая художественная устремленность, и сам сюжет, заимствованный из сказки А. Дюма, пересказавшего знаменитую новеллу Э.Т.А. Гофмана. В «Щелкунчике» Чайковский снова возвращается ко всегда волновавшей его теме борьбы против темных и злых сил, враждебных человеку, борьбы за счастье. Премьера «Щелкунчика» состоялась 6 декабря 1892 года в Петербурге. В тот же вечер впервые прозвучала и музыка «Иоланты». Оба произведения имели большой успех у публики.
Композитор составил из музыки «Щелкунчика» концертную сюиту, большую часть которой занимают танцы из второго действия. Ярчайшая образность, контрастность сопоставлений, мастерство оркестровки неизменно привлекают внимание слушателей к этой партитуре, в которой раскрывается еще одна грань дарования композитора, намечаются новые пути развития жанра.
- И. Мартынов, заслуженный деятель искусств РСФСР

Художественный руководитель Государственного академического симфонического оркестра СССР , лауреат Ленинской премии, народный артист СССР Евгений Светланов – разносторонне одаренный музыкант, талантливый дирижер, композитор, пианист. Он родился в 1928 году, получил образование в Музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных, а затем в Московской консерватории, которую окончил по двум специальностям – композиции (класс профессора Ю. Шапорина) и дирижированию (класс профессора А. Гаука). Несколько лет Евгений Светланов работал в Большом симфоническом оркестре Центрального телевидения и Всесоюзного радио, позже возглавлял оркестр Большого театра СССР. Считая главной своей задачей исполнение русской классики, дирижер постоянно обращается к произведениям разных стилей. Имя Евгения Светланова широко известно во всем мире.