Седьмая симфония Д. Шостаковича была создана в первые месяцы Великой Отечественной войны в осажденном Ленинграде и посвящена композитором городу-герою
«Я никогда в жизни не посвящал никому своих произведений, — писал Шостакович в газете «Советское искусство» 9 октября 1941 года, — но эту симфонию, если она удастся мне, я хочу посвятить Ленинграду. Потому, что все, что я писал в ней, все, что я в ней выразил, связано с этим родным моим городом, связано с историческими днями обороны его от фашистских насильников».
В августе 1941 годе были закончены три части Седьмой симфонии. Последнюю часть партитуры, завершенной 27 февраля 1942 года, композитор написал уже в Куйбышеве, где 5 марта 1942 года состоялось первое исполнение симфонии находившимся там оркестром Большого театра СССР под управлением С. А. Самосуда. Вскоре симфония зазвучала и в других городах Советского Союза.
Непосредственно эмоциональное воздействие ее на слушателей было огромным. Были случаи, когда после исполнения симфонии стихийно возникали митинги.
Большой общественный резонанс получила «Ленинградская симфония» (как стали называть Седьмую симфонию) и за рубежом.
Седьмая симфония — произведение огромной впечатляющей силы. В нем Шостакович «выдвигает на первый план трагический конфликт, сталкивая в невероятно напряженном развитии образы «мирной жизни» и образы «враждебных сил» (Д. Кабалевский).
Открывается симфония мужественной, героико-эпической темой.
Вторая и третья темы первой части симфонии полны лирической проникновенности.
Заключительная тема экспозиции — «поэтический ноктюрн, прозрачные звучания которого рисуют образ засыпающей природы и тающих в сумраке ночи далей...» (И. Бэлза).
Картинам природы и мирной жизни советских людей противопоставлены образы зла и насилие, воплощенные в бездушной, механической и зловещей «теме нашествия». Эта тема постепенно достигает мощного звучания, разрастаясь в яростный шквал (кульминация совпадает с началом репризы).
Скорбно звучит в репризе вторая лирическая тема. «Это памятник погибшим в бою за Родину, траурный марш. Он не вызывает слез, — писал Евг. Петров, — слишком глубока печаль, чтобы вызвать слезы. И реквием в память героев наших, братьев наших, сыновей и отцов наших оставляет глаза сухими и кулаки сжатыми».
Во второй части композитор, по его собственным словам, хотел передать «упоение жизнью, преклонение перед красотой природы».
В третьей чести происходит расширение круга тех гуманистических образов, которые противостоят «теме нашествия». Но и в этой чести симфонии чувствуется нагнетание драматизма.
Финал, завершающий симфонию, является художественным обобщением всего предшествующего развития, утверждением гуманистической идеи о победе жизни, красоты, созидания над безобразными силами мрака и разрушения.
• • •
Концертная деятельность Государственного симфонического оркестра СССР началась 5 октября 1936 года исполнением Первой и Третьей симфоний Бетховена.
Оркестр, в состав которого вошли первоклассные музыканты, быстро осваивал большой и разнообразный репертуар. Были исполнены циклы из фундаментальных произведений Бетховена (все девять симфоний) и Чайковского (симфонии, сюиты, концерты, увертюры, фантазии), произведения русских классиков — Глинки, Мусоргского, Римского-Корсакова, Скрябина и Рахманинова, советских композиторов — Прокофьева, Мясковского, Шостаковича и зарубежных композиторов — Баха, Моцарта, Берлиоза, Брамса. Вагнера, Дворжака, Дебюсси, Равеля.
Оркестр развивался в постоянном творческом общении с крупнейшими советскими дирижерами.
Первым художественным руководителем Государственного оркестра был Александр Гаук. Преемником Гаука в 1941 году стал Натан Рахлин. С 1916 по 1965 год художественное руководство оркестром осуществлял Константин Иванов.
Характеризуя искусство Госоркестра, Дмитрий Шостакович писал: «Блестящее мастерство, великолепная оркестровая дисциплина, рельефность и вместе с тем артистичность выполнения замыслов, а также высокая культура звучания — вот отличительные черты коллективе, выдвинувшие его в число лучших симфонических оркестров мира».
«Я в восторге от оркестра, — писал французский дирижер Шарль Мюнш. — Это первый русский коллектив, которым мне пришлось дирижировать... оркестранты привели в восторг своим профессиональным мастерством и увлеченностью работой. Признаться, в душе я и не ждал другого: знал, что еду в страну великой музыки и настоящих музыкантов».
«Прекрасно звучащим инструментом, достойным высочайшей похвалы и высочайшего признания», назвал Госоркестр известный немецкий дирижер Франц Конвичный.
С 1965 года художественным руководителем оркестра является Евгений Светланов — разносторонне одаренный музыкант, талантливый дирижер, композитор, пианист. Он получил образование в Музыкально-педагогическом институте им. Гиесиных, а затем в Московской консерватории, которую окончил по двум специальностям — композиции (класс профессора Ю. Шапорина) и дирижированию (класс профессора А. Гаука). Несколько лет Светланов работал в оркестре Всесоюзного радио, позже возглавлял оркестр Большого театра СССР.
В репертуаре дирижера — многие произведения русской классики, в том числе симфонии Бородина, Чайковского, Рахманинова, Скрябина, западная классическая и современная музыка, сочинения Шостаковича, Хачатуряна, Свиридова, Щедрина, Эшпая и других советских композиторов.
Имя Евгения Светланова широко известно не только в Советском Союзе, но и во многих странах мира.