Каталог советских пластинок
Виртуальная клавиатура
Форматирование текста
Наверх
English
Авторизация
Настоящая пластинка представляет искусство выдающегося советского артиста Дмитрия Федоровича Тархова в камерном репертуаре. В нее вошли все записи романсов, сделанные певцом для фонда Всесоюзного радио, а также несколько «домашних» фонограмм, на которых записаны романсы Д. Ф. Тархова в авторском исполнении.
Творчество Д. Ф. Тархова — оперного исполнителя — хорошо известно. Такие его записи, как партия Гришки Кутерьмы в «Сказании о невидимом граде Китеже» Н. А. Римского-Корсакова (пластинки были удостоены премии Академии звукозаписи имени Шарля Кро в Париже), Дон Жуан в «Каменном госте» А. Даргомыжского, де Грие в «Манон Леско» Дж. Пуччини, принадлежат к лучшим образцам музыкально-драматического искусства. Создатель незабываемых оперных образов, замечательный певец-художник, Д. Ф. Тархов был и превосходным исполнителем камерного репертуара, классических русских романсов, вокальной лирики зарубежных и советских композиторов. Многогранное дарование Тархова проявилось и в его собственных сочинениях. Написанные им романсы на слова А. Блока, И. Бунина, А. Ахматовой и других поэтов, а также на собственные тексты привлекают тонким ощущением поэтической основы стиха, искренностью, выразительностью мелодики.
Биография Дмитрия Федоровича Тархова не имеет черт стандартных биографий «оперных звезд». Его путь в искусстве был нелегким.
Будущий певец родился 30 марта 1890 года в Пензе в семье инженера-путейца, начальника участка Сызрано-Вяземской железной дороги. В доме Тарховых царила атмосфера преклонения перед искусством, перед музыкой. Первые крупные музыкальные впечатления мальчика были связаны с гастролями в Пензе видных артистов русской оперы, в том числе баритона Л. Г. Яковлева, затем с посещением Москвы и Большого театра. Уже в детстве Тархов проявил большие музыкальные способности, «исполняя» к удовольствию взрослых по памяти целые оперы. Затем в его жизнь вошел граммофон: мальчик заучивал с пластинок музыку и слова неизвестных ему произведений. Основательного музыкального образования все же он в детстве не получил. После смерти отца семья переехала в Москву, где по окончании гимназии Тархов поступил в 1910 году на юридический факультет университета. Все это время он не прекращал музицировать как любитель. Считая свой голос баритоном, юноша исполнял в концертах соответствующий репертуар. Основными музыкальными впечатлениями, отразившимися на формировании его артистической личности, в это время были спектакли Большого театра и оперы С. И. Зимина, в которых пели первоклассные артисты. По рекомендации органиста Большого театра А. Ф. Морозова Тархов начал заниматься у бывшего певца С. Т. Шацкого, определившего его голос как тенор. Вскоре, благодаря выдающейся певице театров Мамонтова и Зимина Е. Я. Цветковой, включившей в свой репертуар несколько романсов молодого Тархова, он знакомится с М. М. Ипполитовым-Ивановым и его супругой, певицей В. М. Зарудной. Тархов поступает в Московскую консерваторию, в класс Варвары Михайловны Зарудной. Помимо основных занятий, он некоторое время обучался у Надежды Павловны Давыдовой, также бывшей оперной певицы. Именно у Давыдовой, как вспоминал певец, он получил навыки правильной вокальной школы.
Первые выступления Тархова на сцене состоялись в 1918 году в Саратове, где он был в труппе «Рабочей оперы». Начинающий артист имел значительный успех в роли Канио в «Паяцах» Р. Леонкавалло. Его пригласил в свою профессиональную труппу, работавшую в Саратове («Советская опера»), Михаил Ефимович Медведев, в прошлом знаменитый артист Большого театра, первый исполнитель партии Ленского. В труппе М. Е. Медведева Тархов исполнял ответственные партии. Он пел Ленского в «Евгении Онегине» П. Чайковского, Берендея в «Снегурочке» Н. Римского-Корсакова, Князя в «Русалке» А. Даргомыжского, Синодала в «Демоне» А. Рубинштейна, Владимира Игоревича в «Князе Игоре» А. Бородина, Самозванца в «Борисе Годунове» М. Мусоргского. Среди его партнеров были тогда такие замечательные певцы, как бас Н. И. Сперанский, баритон В. Ф. Любченко, тенор Ю. С. Кипоренко-Даманский. Работа под руководством М. Е. Медведева и режиссера Н. Н. Богомолова, безусловно, во многом способствовали развитию артистического таланта Тархова. Уже в пору своих театральных дебютов он принимал участие в концертах совместно с Н. И. Сперанским и другими премьерами Саратовской оперы. Концертная и театральная работа Тархова начались одновременно, но впоследствии деятельность оперного певца заняла большее место в его биографии.
По возвращении в Москву Тархов некоторое время не имел артистической практики (до 1922 года).
Затем наступили годы активной работы в московских театрах (в «Свободной опере», а впоследствии в театре К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко) и преимущественно в лучших периферийных театрах. На сценах Свердловска, Перми, Астрахани, Саратова, Баку и других городов Тархов исполнял обширный репертуар, в основном партии драматического тенора. Он участвовал в постановках видных советских режиссеров, в том числе В. А. Лосского. Придавая большое значение драматургической правде создаваемых образов, Тархов с присущей ему изобретательностью работал над сценической стороной ролей.
Со второй половины тридцатых годов наступает самый значительный этап творческой биографии артиста. В 1936 году он становится ведущим солистом оперного коллектива Всесоюзного радио. С его участием осуществляют концертные постановки и радиоисполнения опер лучшие советские дирижеры — Самуил Самосуд, Николай Голованов, Александр Орлов, Василий Небольсин. Среди работ Тархова с коллективом радио следует отметить постановки «Орестеи» С. Танеева (партия Эги-ста), «Ночи перед Рождеством» (Вакула), «Майской ночи» (Левко) и «Сказания о невидимом граде Китеже» Н. 'А. Римского-Корсакова, «Франчески да Римини» С. Рахманинова (Паоло), «Фиделио» Л. ван Бетховена (Флорестан), «Джоконды» А. Понкьелли (Энцо), «Бала-маскарада» Дж. Верди (Ричард), «Манон Леско» Дж. Пуччини (де Грие), «Аскольдовой могилы» А. Верстовского (Торопка), «Купца Калашникова» А. Рубинштейна (Кирибеевич), «Каменного гостя» А. Даргомыжского (Дон Жуан). В ряде постановок звучал великолепный ансамбль Дмитрий Тархов — Наталия Рождественская, сохранившийся в нескольких превосходных по художественным достоинствам записях. Солистом Всесоюзного радио Тархов был вплоть до окончания своей певческой работы в 1958 году.
В годы войны он находился в Астрахани, где вместе с народной артисткой СССР М. П. Максаковой возглавлял оперную труппу, работал в ней режиссером и солистом.
Талант Тархова проявился и в области перевода оперных либретто. В его переводах были поставлены на радио «Роберт-дьявол» Дж. Мейербера и «Бал-маскарад» Дж. Верди. Тархову принадлежат также переводы текстов ряда песен Л. ван Бетховена, Ф. Шуберта, Р. Шумана.
В репертуаре артиста всегда были редкие, мало-, известные или совсем забытые произведения, такие, как кантата Д. Бортнянского «Певец во стане русских воинов» на слова В. Жуковского.
Педагогическая деятельность Тархова началась в 1948 году в институте имени Гнесиных, где он трудился на протяжении восемнадцати лет. Скончался выдающийся артист в Москве 5 октября 1966 года.
Фонд записей Д. Ф. Тархова довольно обширен. Всесоюзное радио записало в 1940 —1950-х годах несколько опер (полностью или фрагментарно) с его участием. Некоторые из них были выпущены на пластинках. Камерные записи певца были забыты, не звучали около тридцати лет. Теперь, изданные на этой пластинке, они дополняют творческий портрет замечательного артиста.