Каталог советских пластинок
Виртуальная клавиатура
Форматирование текста
Наверх
English
Авторизация
Русский композитор Александр Николаевич Серов, размышляя в середине прошлого века о таком феноменальном явлении, как Глинка-певец, сетовал, что «на горе искусству» нет, к сожалению, надежного способа фиксировать для современников и для будущих поколений все детали выдающейся художественной интерпретации. Мы в этом смысле гораздо счастливее: можно не только снова и снова испытывать эстетическое наслаждение, слушая любимую грампластинку, но и, «остановив мгновение», постараться детально и объективно проанализировать данный исполнительский феномен.
Технический уровень записей Лисициана достаточно высок для того, чтобы слушатели могли получить полное представление о его пении: вокальном мастерстве, характере и красках голоса, музыкально-выразительных средствах.
О том, что искусство Лисициана отвечает самым высоким современным требованиям, свидетельствует, например, такой факт. Редакция советского радиовещания подготовила для итальянских слушателей программу неаполитанских песен в исполнении десяти известных наших мастеров и обратилась с просьбой определить победителя этого своеобразного конкурса. Итальянские радиослушатели, приславшие в Москву свои отклики, единодушно отдали пальму первенства Лисициану. В одном из писем-рецензий тембр его голоса сравнивался с расплавленным зилотом; в другом — автор признавался, что всегда был убежден в лидерстве итальянских певцов, но, послушав передачу, порекомендовал бы поучиться у русского баритона; в третьем — целая семья выражает восхищение не только выдающимся вокальным мастерством «баритона Павла», но и безукоризненным итальянским произношением.
Какие же качества Лисициана позволили ему войти, а это не вызывает сомнения уже сегодня, в историю вокально-исполнительской культуры?
Первостепенная заслуга артиста видится в том, что ему удалось достичь в своем искусстве идеального синтеза музыки и слова, что редко встречается в вокальном исполнительстве, впрочем, как и вообще в вокальной музыке. Речь отнюдь не о том, что у Лисициана внятная дикция — у множества других певцов идеально слышен текст. Но вслушайтесь, как эластично, тепло, даже элегантно звучит пропетое Лисицианом слово. Он не преодолевает трудности — он наслаждается, а вместе с ним наслаждаемся и мы — легкостью и естественностью певческого процесса. Его воля и упорство заслуживают особого уважения, если уесть, что до двадцати лет он жил вне русской языковой среды. (Павел Герасимович родился в 191.1 году во Владикавказе, в армянской семье, там же окончил среднюю школу, затем был разнорабочим, буровым мастером и только в 1931 году по путевке Тифлисского геологического управления был принят на рабфак Ленинградской консерватории).
Другая заслуга Лисициана состоит в освоении широчайших репертуарных пластов. Будучи солистом Ленинградского Малого оперного театра, Ереванской оперы, а затем в течение двадцати шести сезонов — Большого театра Союза ССР, он исполнил на сцепе 40 партий в операх русских, советских и зарубежных композиторов, причем предназначенных как для лирического, так и для драматического баритона.
Выдающийся певец-актер, с триумфом выступавший па лучших оперных сценах мира, многие годы вел и насыщенную концертную деятельность.
На протяжении всей творческой жизпи певец любовно отбирает народные песни и знакомит с ними как советских, так и зарубежных слушателей. На скромной клубной сттене и в студии звукозаписи, в Колонном зале Дома Союзов и в крупнейшем зале Нью-Йорка «Каоиегп-холл» звучали в его исполнении армянские народные песни. Обращаясь к фольклору, Лисициан стремится раскрыть прежде всего глубину, перво-зданность сокровищ национальной русской музыки. Из чистого родника народно-несенной культуры черпает он простоту и задушевность, искренность и яркую эмоциональность исполнения.

С. Яковенко. заслуженный артист РСФСР