О замысле фортепианного цикла «Тетрадь для юношества» Родион Щедрин рассказывал: «Это идея давняя. Окончательно она созрела, когда я летом 1981 года отдыхал в Сухуми, не без влияния внешних обстоятельств. Надо мной по очереди – один за другим – жили двое ребят. Оба прилежно занимались на рояле, и репертуар у обоих был совершенно одинаковый. Это меня даже сердило и как-то подгоняло работу. У нас в сочинениях подобного рода преобладают тиражированные сюжеты… Мне захотелось ввести сюда темы, которые не затрагивались в юношеской литературе… захотелось построить цикл на материале, близком истории нашего отечества…»
«Тетрадь для юношества» как цикл, конечно, выходит далеко за рамки учебно-инструктивные‚ представляет собой единое художественное целое, привлекающее и драматургической стройностью, и стилистическим многообразием, и содержательной насыщенностью. Непрерывной чредой сменяют друг друга виртуозные пьесы, ошеломляющие изобретательностью фантазии («Арпеджио», «Терции», «Двенадцать нот», «этюд в ля»), сосредоточенно-раздумчивые погружения в «дела давно минувших дней», наконец, почти сюжетные сценки, выхваченные из повседневного быта («Разговоры», «Погоня»). Стиль Щедрина, редкостно индивидуальный и безошибочно узнаваемый, соприкасается здесь с разными слоями не только народной, но и профессиональной музыки. Идея преемственности великих традиций музыки присутствует во многих пьесах цикла – от блестящей парафразы на образ музыки Россини («Играем оперу Россини») до непритязательной, но вместе с тем такой выразительной пьесы «Разговоры»…
«Эхо-соната» написана Родионом Щедриным в 1984 году, в канун ЗОО-летия со дня рождения Иоганна Себастьяна Баха (1685-1750). Р. Щедрин говорил: «Я думаю, что Бах – это точка отсчета в музыке. Сколько будет существовать музыка, столько она будет питаема Бахом. Его традиции, которые одно время отдалялись, максимально приблизились к нашей сегодняшней музыке. Это как планеты, которые движутся по эллипсам, сейчас планета «Бах» нам особенно близка. И своим соединением эмоционального и рационального, и глубоко гуманистическими идеями, жизнеутверждением, и тем свободным духом музицирования, который живет, должен жить в каждом музыканте». Баховские ассоциации вызывает прежде всего объемный мир «Эхо-сонаты». В цикле вариаций на лаконичную, но чрезвычайно «информативную» по своей музыкально-драматургической и эмоциональной насыщенности тему Щедрин добивается емкого сочетания философских обобщений с щемящей исповедальностью высказывания.
Симфоническая пьеса «Автопортрет» – сочинение во многом необычное. Сам этот жанр в музыке беспрецедентен. И не случайно прообразом для него служили, по признанию самого Щедрина, не музыкальные аналоги, а, скорее, приемы другого рода искусства. «В этой работе меня вдохновлял пример живописцев, – подчеркивает автор. – Почти все они писали свои портреты: возможно, это отражало осознанную ими необходимость познать самого себя. Порой так художник приходит к пониманию человека, жизни, времени».
«Автопортрет» Р. Щедрина прозвучал впервые в Москве 15 мая 1984 года в торжественном концерте открытия II Международного музыкального фестиваля. Произведение записано в интерпретации его первых исполнителей – дирижера Джансуга Кахидэе и Государственного академического симфонического оркестра Союза ССР.
- Л. Григорьев, Я. Платек