Джазовые обработки классических опусов ведут свою историю с 30-х годов. В анналы джаза вошла пьеса, записанная оркестром Бенни Гудмена (аранжировщик Алек Темплтон), – «Bach Goes To Town» – одна из первых попыток взаимодействия джазового музицирования с баховским стилем. В России оркестр Леонида Утесова не без успеха работал с темами Чайковского и Римского-Корсакова. Биг-бэнды Стэна Кентона, Вуди Германа в своих композициях иногда использовали темы из классических произведений. В 50–60-х годах эти тенденции получили развитие в так называемом «барокко-джазе». Впрочем, к концу 20-го века взаимодействие джазовых идиом и языка академической музыки стало в большинстве случаев достаточно стандартным приемом и практически лишилось привкуса новизны.
Однако новая работа трио Сергея Жилина «Чайковский in jazz. Времена года» (авторская обработка Юрия Маркина) показала, что идея оджазированной классики не только не умерла, но и способна рождать порой удивительные результаты.
Во-первых, поразительно точным оказался выбор пьес. «Времена года» Чайковского – это репертуар старших классов ДМШ и младших курсов училища. Вещи заигранные, привычные и даже несколько простоватые для «продвинутых» музыкантов. Но эти пьесы внезапно обнаруживают такую музыкальную глубину и такую возможность стилистического развития, о которых трудно было даже подозревать.
Во-вторых, джазовый фортепианный мэйнстрим, обращаясь к камерной (если не салонной!) музыке 19 века, получает настолько мощный творческий импульс, что по-новому начинают работать его на первый взгляд стандартные фактурные и гармонические приемы.
В этом проекте все новое и необычное приходит как будто бы изнутри исполняемых произведений. Уже в самих темах Чайковского становится возможным их новая гармонизация. Но не за счет стандартных джазовых аккордов, а с помощью гармонического языка позднего романтизма и музыки 20 века, обогащенных джазовыми звучаниями.
Поразительно то, с какой легкостью и естественностью пьесы из «Времен года», написанные в последней трети 19 века, воспринимают в себя стили последующих эпох – джазовые и не джазовые – вплоть до современной поп- и рок-музыки («На тройке»).
Очень интересно и то, как эти темы получают свое музыкальное развитие: иногда ожидаемое, а иногда и нет (великолепное фугато в «Баркароле»). Случаются и тембровые сюрпризы – мелодия «Баркаролы» у бас-гитары.
ГРИГОРИЙ ШЕСТАКОВ,
МУЗЫКОВЕД
ЧАЙКОВСКИЙ В ДЖАЗЕ
Сторона А – 23.51
1. «Декабрь. Святки» 7.06
2. «Январь. У камелька» 4.00
3. «Июнь. Баркарола» 10.24
4. «Март. Песня жаворонка» 2.08
Сторона B – 21.56
1. «Октябрь. Осенняя песнь» 7.53
2. «Апрель. Подснежник» 4.00
3. «Февраль. Масленица» 3.05
4. «Ноябрь. На тройке» 6.45
Композитор – П.И. Чайковский
Авторская обработка Ю. Маркина (сторона A: 1–3, сторона B: 1–2, 4)
Исполнители:
Трио Сергея Жилина (сторона A: 1–3, сторона B: 1–2, 4)
Сергей Жилин (сторона A – 4, сторона B – 3)
Звукорежиссер записи – С. Волков
Сведение, мастеринг – Ю. Богданов
Запись и сведение: студия «Фонограф Records» 15 – 30 августа 2009
Редактор – Е. Растегаева (2014)
Выпускающий редактор – П. Шульман (2014)
Ремастеринг – М. Пилипов (2014)
Оформление – И. Крюков (2014)
В оформлении обложки использована картина Гюстава Кайботта «Дождливый день в Батиньольском квартале», 1877
СТЕРЕО
MEL LP 0033
Изготовитель:
arvato Entertainment Europe GmbH
Carl-Bertelsmann-Str. 161 F
33332 Gütersloh
Germany