Каталог советских пластинок
Виртуальная клавиатура
Форматирование текста
Наверх
English
Авторизация
Рената Тебальди — одна из самых выдающихся певиц нашего времени — родилась в Италии в городе Пезаро 1 февраля 1922 года. Дед ее был композитором, отец — виолончелистом. В детстве будущая певица училась игре на фортепиано у частного педагога, затем поступила на фортепианный факультет Пезарской консерватории. Артистка вспоминает: „В то время я и не собиралась учиться пению, но, занимаясь на рояле, любила напевать... Учительница заметила это. Не сказав ни слова, она устроила мне прослушивание в Пармской консерватории". Юная пианистка спела арию Чио-Чио-Сан из второго акта „Мадам Баттерфляй" и с этого дня продолжала музыкальное образование уже на вокальном отделении Пармской консерватории у Д. Кампогальяни. Закончив его в 1943 году, она еще некоторое время занималась со знаменитой певицей Кармен Мелис.
Дебют Тебальди на сцене оперного театра города Ровиго состоялся в 1944 году; в опере „Мефистофель" Бойто двадцатидвухлетняя певица спела партию Елены. Но подлинное признание начинающей вокалистке принесло участие в концерте Артуро Тосканини, когда в мае 1946 года он впервые после войны дирижировал оркестром миланского театра „Ла Скала". Певица исполнила отрывки из оперы „Моисей" Россини и „Реквиема" Верди. Крупный успех у публики и поддержка прославленного маэстро позволили молодой артистке сразу же войти в состав труппы театра.
Начиная с сезона 1946/47 года Тебальди выступает на подмостках миланской оперы. Исполнение партий Аиды, Виолетты, Дездемоны („Аида", „Травиата", „Отелло" Верди), Тоски, Мими („Тоска", „Богема" Пуччини), Мадлен („Андре Шенье" Джордано) принесло ей огромную популярность. Эти роли признаны высшими достижениями певицы. Критики называли ее голос „чудом", особенно поражаясь тому, как сочетаются в нем драматическая сила и лирическая выразительность.
С 1950 года Рената Тебальди начала гастролировать за рубежом. Лучшие оперные театры Западной Европы и Америки наперебой приглашали ее, но все же большую часть времени артистка проводила в Италии. Кроме Милана, она пела в оперных театрах Рима, Неаполя, Флоренции и других крупнейших итальянских городов.
Как раз в этот период ею особенно заинтересовались американские антрепренеры. Начиная с 1955 года, когда Тебальди дебютировала в нью-йоркском театре „Метрополитен опера", певицу чаще всего слушают американские любители музыки. Солисткой „Метрополитен опера" и чикагской „Лирической оперы" она являлась на протяжении многих лет.
Расцвет артистической деятельности Ренаты Тебальди приходится на вторую половину пятидесятых — начало шестидесятых годов. Она поет на сценах Венской государственной оперы, лондонского театра „Ковент-Гарден", парижской „Гранд опера", западно-берлинского театра „Дойче опер", часто выступает с сольными концертами. В середине 60-х годов размах ее артистической деятельности несколько ослабевает, хотя и в эти годы она много записывается на пластинки. Однако в оперном театре уже выступает реже, основное внимание уделяя концертному исполнительству. В качестве камерной певицы Рената Тебальди посетила нашу страну осенью 1975 года. Ее концерты в Москве, Ленинграде и Киеве прошли с триумфальным успехом. В следующем году знаменитая певица прекратила артистическую деятельность.
Искусство Ренаты Тебальди служит высоким образцом преемственности лучших традиций итальянской вокальной культуры. Как певица она имела в Италии не много равных себе и, по единодушному мнению, обладает одним из замечательных голосов нашего столетия. Слушателю порой бывает даже трудно решить, что больше всего восхищает его в этом перкраснейшем лирико-драматическом сопрано. Пожалуй, в первую очередь, это изумительная красота тембра и исключительная сила голоса. Его звуки — сочные, сверкающие и искрящиеся, льющиеся с поразительной легкостью — поражают необычайной прозрачностью и чистотой. Привлекает и техническая безукоризненность исполнения — удивительная ровность звуковедения, необыкновенная пластичность вокализации. Незабываемы ее ослепительные фортиссимо (например, в заключительном дуэте Шенье и Мадлен в „Андре Шенье") и волшебные пианиссимо в верхнем регистре. Пению Тебальди всегда свойственна яркая эмоциональность: большое человеческое чувство наполняет каждую фразу, произносимую артисткой.
Вокальные средства, которыми располагает Тебальди, позволяли ей проявить себя в самом разнообразном репертуаре; она могла стать превосходной „моцар-товской" или даже, может быть, „вагнеровской" певицей, прославиться как исполнительница произведений эпохи Беллини — Доницетти, требяющих настоящего „бельканто". Но Рената Тебальди выбрала другой путь: в историю вокального искусства она вошла как „вердиевская" певица и как создательница замечательных образов в „веристских" операх — таких, например, как „Тоска", „Манон Леско" и „Богема" Пуччини, „Андре Шенье" Джордано, „Адриенна Лекуврер" Чилеа.
Вердиевская вокальная школа, ставившая своей задачей создание полнокровного вокально-сценического характера на оперной сцене, придавала важное значение выразительности вокальной декламации, строго индивидуальному подходу к каждому музыкальному образу. Она потребовала от певцов энергии и темперамента, осмысленного произведения слова, разнообразия красок, тонко разработанной динамики. Первыми представителями этой школы были Виктор Морель, Маттиа Баттистини, Франческо Таманьо, певицы Мария Сасс, Тереза Штольц. Однако искусство Тебальди восходит к более поздним образцам вердиевской вокальной школы, обогащенной в конце 90-х годов прошлого столетия завоеваниями веризма. Непосредственной предшественницей Тебальди поэтому следует считать знаменитую итальянскую певицу Клаудию Муцио (1892—1936).
Тебальди приходилось петь ведущие пертии в операх Генделя, Спонтини, Россини, Моцарта, Вагнера, но они не оставались в ее репертуаре надолго. В дальнейшем артистка выступала главным образом в операх Верди и композиторов-веристов — „Аида", „Сила судьбы", „Травиата", „Отелло" Верди, „Богема", „Тоска", „Чио-Чио-Сан" и „Манон Леско" Пуччини, „Федора" Джордано, „Адриенна Лекуврер" Чилеа.
Почти весь свой оперный репертуар Тебальди записала на грампластинки. Среди грамзаписей Тебальди есть и сцена письма Татьяны из „Евгения Онегина" — в этой опере певица выступала в „Ла Скала" в 50-х годах.
Весьма значителен и камерный репертуар артистки, включающий произведения А. Скарлатти, Дж. Россини, В. Беллини, Г. Доницетти, Дж. Верди, О. Респиги, П. Тости. Тонкое вокальное мастерство певицы, большое исполнительское обаяние, какая-то особая грациозность и непосредственность, с которыми Тебальди держалась на концертной эстраде, глубокое проникновение в эмоциональную сущность художественного образа — все это привлекало к камерным вечерам певицы не меньший интерес любителей музыки, чем к оперным спектаклям с ее участием.
В историю вокальной культуры XX века Рената Тебальди вписала яркую, блистательную страницу.
В. Тимохин