Каталог советских пластинок
Виртуальная клавиатура
Форматирование текста
Наверх
English
Авторизация
В творчестве Сергея Рахманинова камерно-вокальный жанр занимает большое место. В его романсах представлена любовно-лирическая тема, образы природы, философская лирика и песни народно-жанрового характера.
Вокальная партия его романсов обладает напевностью, широтой дыхания и декламационной свободой. В романсах Рахманинова достигнуто единство кантиленного и речевого начал. Огромную роль в сочинениях играет фортепианное сопровождение.
Романсы «Весенние воды» (сл. Тютчева) и «Какое счастье» (сл. Фета)—вокальные поэмы о всепобеждающей силе любви. Вокальная партия их динамична. Она пронизана интонациями призыва. Фортепианная партия романсов носит концертный характер.
Романсы «Сон» (сл. Сологуба), «Островок» (пер. Бальмонта), «Здесь хорошо» (сл. Галиной) — музыкальные миниатюры. Каждую из них отличает свой особый образ и характер: светло-печальная лирика воспоминаний в романсе «Сон», хрупкая мечтательность в «Островке», просветленная умиротворенность в романсе «Здесь хорошо».
Романс «У моего окна» (сл. Галиной) — зарисовка природы, поэтичный дуэт, в котором партии голоса и фортепиано даются на едином мелодическом материале. Основная тема романса по-русски раздольная и широкая.
В романсе «Не пой, красавица» по-восточному прихотливая, тонко орнаментированная тема — одновременно и грустная, и светлая.
Романсы «Покинем, милая» (сл. Голенищева-Кутузова) и «Сей день я помню» (сл. Тютчева) написаны в жанре элегии. В первом романсе привлекает речитативно-декламационный тип мелодии и арфообразное сопровождение. Элегия «Сей день я помню» — как бы дневниковая запись: от первых робких слов (начальный раздел с его прерывисто-взволнованным складом мелодии) к утверждению радости и счастья. Кульминация — патетический дифирамб.
Романсы «Не может быть» (сл. Майкова), «Проходит всё» (сл. Ратгауза) и «Монолог Пимена» из музыки к трагедии Пушкина «Борис Годунов» занимают в творчестве Рахманинова особое место. Это философские размышления о смысле жизни, о человеческой судьбе. Для этих сочинений характерна рельефность мелодии. На фоне тонко выписанного сопровождения голос ведет свой монолог: то нарочито статичный в «Монологе Пимена», то страстно-взволнованный в романсе «Не может быть», то сдержанно-величавый—«Проходит всё».
Е. Долинская

Имя Козловского известно в нашей стране и за рубежом. Спектакли и концерты с его участием, его выступления по радио всегда привлекают внимание многочисленных слушателей. На граммофонные пластинки записана значительная часть обширного репертуара певца.
Козловский родился в украинском селе близ города Белая Церковь. Уже с детских лет он заслушивался мечтательно-задушевными народными песнями, поэтическими колядками и веснянками, которыми так славится Украина. Любовь к народной песне Козловский сохранил на всю жизнь: недаром в своих концертах он так часто исполняет как украинские, так и русские песни.
Музыкальное образование Козловский получил в Киевском музыкально-драматическом технику-" ме, где его педагогом по вокалу была профессор Е. Муравьева. После окончания техникума он выступал на сцене Полтавского, а затем Харьковского оперных театров. Обаятельный тембр голоса, тонкая музыкальность, замечательные вокальные и актерские данные выдвинули артиста в ряды лучших лирических теноров страны.
В 1926 году Козловский становится артистом Большого театра СССР; с тех пор его судьба неразрывно связана с этим театром, на сцене которого он выступил во многих партиях, создав незабываемые вокально-сценические образы.
Большое внимание уделяет артист концертной деятельности. В программах его выступлений — камерные произведения композиторов-классиков, романсы и песни современных зарубежных и советских авторов, а также русские и украинские народные песни, которые он исполняет с удивительной задушевностью и лиризмом.

II-64 г. Зак. 5188 Тир. 50000