Каталог советских пластинок
Виртуальная клавиатура
Форматирование текста
Наверх
English
Авторизация
М10-47491-2. Михаил Каракаш, баритон
Музыкальное наследие. Исполнительское искусство

01
01. Ария князя Елецкого (Пиковая дама, 2 д.) (П.Чайковский)
02. Сцена и квартет (Евгений Онегин, 1 д.) (П.Чайковский)
03. Ария Онегина (Евгений Онегин, 1 д.) (П.Чайковский)
04. Сцена поединка (Евгений Онегин, 2 д.) (П.Чайковский)
05. Заключительная сцена (Евгений Онегин, 3 д.) (П.Чайковский)

02
06. Ария князя Игоря (Князь Игорь, 2 д.) (А.Бородин)
07. Монолог Демона и сцена Ангела и Демона (Демон, пролог) (А.Рубинштейн)
08. Эпиталама Виндекса (Нерон, 1 д.) (А. Рубинштейн)
09. Речитатив и дуэт Хозе и Эскамильо (Кармен, 3 д.) (Ж.Бизе)
10. Дуэт Пинкертона и Шарплеса (Мадам Баттерфлай, 1 д.) (Дж.Пуччини)
11. На стальном коне взлетая (Авиационная песня) (М.Якобсон – Я.Гитин)

Елизавета Попова, сопрано (Татьяна) (2,5)
Александра Сахновская, меццо-сопрано (Ольга, Ларина) (2), (Ангел) (7)
Александр Александрович, тенор (Ленский) (2)
Евгений Виттинг, тенор (Ленский) (4), (Хозе) (9), (Пинкертон) (10)
Иван Гуляев (Зарецкий) (4)
Записи 1913 г. (1-5,9,10), 1914 г. (6-8,11)
Реставратор О.Гурова
Редактор П.Грюнберг
Художник Б.Столяров

23 апреля 1911 года в Мариинском театре под управлением Э. Ф. Направника и при участии «звезд» (Л. Собинов, А. Больска, Е. Збруева, B. Касторский и другие) шло 312-е представление оперы П. И. Чайковского «Евгений Онегин». В главной роли впервые вышел на сцену недавний выпускник Петербургской консерватории Михаил Каракаш. На следующий день пресса отметила исключительный успех дебютанта. С первого спектакля Каракаш зарекомендовал себя артистом высочайшей музыкальной и сценической культуры, К нему быстро перешел ряд ответственных баритоновых партий, и он стал их главным исполнителем на сцене Мариинского театра. Каракаш вошел в историю искусства как один из лучших интерпретаторов образов Онегина в «Евгении Онегине» и Елецкого в «Пиковой даме» П. И. Чайковского (среди современников лишь солист Большого театра И. В. Грызунов мог соперничать с Карака-шем в этих ролях), а в роли Фигаро в «Севильском цирюльнике» Дж. Россини равных Каракашу исполнителей в России не было. В «Севильском цирюльнике» выдающийся артист выступал параллельно на двух крупнейших русских сценах — в Мариинском театре в Петрограде и в Большом театре в Москве. Ансамбль замечательных артистов в этих спектаклях называли неповторимым (Розина — А. В. Нежданова, Л. Я. Липковская, Е. А. Бронская; Альмавива — К. И. Пиотровский (Пет-раускас), А. М. Лабинский; Базилио— Ф. И. Шаляпин; Фигаро.— М. Н. Каракаш). Артистическая карьера Каракаша была недолгой, но несмотря на это он оставил заметный след в отечественном оперном искусстве.
Михаил Николаевич Каракаш родился в семье профессора Петербургского университета в его имении близ Симферополя в 1887 году. По окончании гимназии он учился на историко-филологическом факультете Петербургского университета. Одновременно занимался музыкой и пением сначала под руководством своей матери, певицы, воспитанницы знаменитого педагога Н. А. Ирецкой, затем в классе профессора C. И. Габеля в Петербургской консерватории, которую окончил в 1910 году. В Мариинском театре Каракаш с блеском проявил свое дарование в дебютных спектаклях «Евгений Онегин» и «Царская невеста» Н. А. Римского-Корсакова (партия Грязного) в апреле 1911 года и был зачислен в труппу театра. Уже будучи ведущим солистом, Каракаш совершенствовался у профессора Николаи и у В. Вандзо в Милане, куда был командирован дирекцией в 1913 году.
В сезоне 1911/12 года Каракаш выступал в партиях Фредерика в «Лакме» Л. Делиба, Меркуцио в «Ромео и Джульетте» Ш. Гуно, Шваб-рина в «Капитанской дочке» Ц. Кюи, Дальского в премьере оперы М. А. Данилевской «Призраки». Каракаш был единственным исполнителем партии Елецкого во всех девяти спектаклях «Пиковой дамы» в сезоне 191 1/12 года в Мариинском театре, а также основным исполнителем партии Онегина (в девяти спектаклях из шестнадцати пресса отмечала, что после Л. Яковлева (знаменитый баритон конца XIX века) Мариинский театр не имел столь совершенного исполнителя роли Онегина вплоть до появления Каракаша. В сезоне 1912/13 года молодой артист пополнил свой репертуар партиями Невера в «Гугенотах» Дж. Мейербера, Шарплеса в «Мадам Баттерфлай» Дж. Пуччини и Фигаро в «Севильском цирюльнике» Дж. Россини. В последующие годы Каракаш пел также в оперетте С. Джонса «Гейша» (партия Ферфакса), «Богеме» Дж. Пуччини (партия Марселя в ансамбле с Д. А. Смирновым, Е. А. Бронской и Е. И. Поповой), «Орестее» С. И. Танеева (партия Аполлона Локсия), «Кармен» Ж. Визе (партия Эскамильо), «Фаусте» Ш. Гуно (Валентин), «Каменном госте» А. Даргомыжского (партия Дона Карлоса). Обладая первоклассным голосом (лирический баритон) и совершенным вокалом, Каракаш превосходно проявил себя и в партиях, традиционных для драматического баритона: Тонио в «Паяцах» Р. Леон-кавалло, князь Игорь в одноименной опере А. П. Бородина, заглавная партия в «Демоне» А. Г. Рубинштейна.
Ко времени последнего выступления на сцене Мариинского театра (15 марта 1918 года в «Пиковой даме») артист спел двадцать ведущих партий, будучи их основным исполнителем. Помимо Мариинского театра, Каракаш гастролировал в 1915 — 1917 годах в петроградском «Театре музыкальной драмы» в ряде своих лучших ролей. Кроме того он с блеском проявил свой талант камерного певца. В программы его концертов, помимо классических романсов русских композиторов, включались новейшие тогда произведения С. Рахманинова, А. Гречанинова, А. Спендиарова, И. Стравинского, Н. Метнера. В концертах певца часто принимала участие его супруга, солистка Мариинского театра Е. И. Попова, аккомпанировал известный пианист М. Бихтер. Журнал «Театр и искусство» за 16 апреля 1917 года писал о совместном концерте Каракаша и Поповой: «Оба артиста увлекли аудиторию своими прекрасными голосами, благородством фразировки, выразительным пением».
Летом 1918 года Каракаш и Попова выступали в Москве в «Зеркальном театре» Эрмитажа (в «Севильском цирюльнике», «Паяцах» и «Фаусте» совместно с Ф. И. Шаляпиным), а также в театре Совета рабочих депутатов (в «Демоне» и других операх).
Часто Каракаш участвовал в совместных концертах с лучшими московскими артистами. Так, 16 марта 1919 года он вместе с А. Неждановой, Н. Метнером, А. Южиным выступил в бетховенской программе под управлением С. Кусевицкого в Колонном зале Дома Союзов. В апреле 1919 года Каракаш и Попова выехали в имение его отца под Симферополь, а в октябре 1 921 года в Рим, где поступили в театр «Русская ласточка». В- 1923 — 1926 годах Каракаш выступал в труппе М. Н. Кузнецовой-Бенуа в Париже, пел в других городах Европы. С 1926 года, потеряв после тяжелой болезни голос, Каракаш занялся оперной режиссурой сначала в антрепризе Церетели в Париже, затем работал в других театрах. В последние годы жизни выдающийся артист был главным режиссером (одно время и директором) Белградской оперы. Скончался М. Н. Каракаш в Белграде 19 августа 1937 года.
Каракаш оставил значительный след в истории русской оперы. Будучи первоклассным вокалистом и замечательным музыкантом, наделенный великолепными сценическими данными, он был артистом высочайшей культуры. Его искусство наглядно демонстрируют сохранившиеся записи. Их немного, все они представлены на этой пластинке, являющейся полным собранием записей М. Н. Каракаша.
Среди артистов, записанных в ансамбле с М. Н. Каракашем, следует особо отметить Елизавету Ивановну Попову, чей голос записан только в этих ансамблях. Е. И. Попова родилась в 1888 году в Петербурге, здесь же она закончила гимназию и консерваторию. После успешного дебюта в партии Татьяны в «Евгении Онегине» в апреле 1912 года Попова была принята в Мариинский театр. Прекрасный голос, большие музыкальные и актерские способности снискали ей прочный успех на лучшей тогда сцене России. Особенно ярко талант Поповой проявился в партиях, требующих изящества и тонкого лиризма: Маргарита в «Фаусте» Ш. Гуно, Чио-Чио-Сан в «Мадам Баттерфлай» Дж. Пуччини, Ева в «Нюрнбергских майстерзингерах» Р. Вагнера, Тамара в «Демоне» А. Рубинштейна, Донна Анна в «Каменном госте» А. Даргомыжского, Татьяна в «Евгении Онегине» П. Чайковского, графиня Эльза в премьере оперы П. Шенка «Чудо роз» (премьера 24 сентября 1913 года). С 1913 года, когда Попова стала супругой М. Н. Каракаша, их ансамбль был украшением многих спектаклей. Вместе артисты выступали в большинстве постановок. Среди последних работ Поповой в Москве следует выделить Шемаханскую царицу в «Золотом петушке» Н. Римско-го-Корсакова (8 декабря 1918 года в театре СРД). Место и дата смерти артистки неизвестны.
Ю. Перепелкин