Каталог советских пластинок
Виртуальная клавиатура
Форматирование текста
Наверх
English
Авторизация
Почти полвека имя Маттиа Баттистини не сходило с афиш крупнейших оперных театров Европы. Он принадлежал к тем немногим вокалистам, которые одинаково уверенно чувствовали себя при исполнении музыки самых разных композиторских школ. В его искусстве нашли свое продолжение лучшие традиции стиля бельканто (знаменитыми представителями которого были баритоны А. Тамбурини и А. Котоньи). Верди, находившийся с Баттистини в дружеских отношениях, высоко ценил созданные певгюм образы в своих сочинениях. С большим успехом артист выступал в операх Моцарта и Вагнера, Гуно и Пуччини, Массне и Мейербера (в целом его репертуар насчитывал 82 оперы).
Маттиа Баттистини родился 27 февраля 1856 года в Риме. Учился на медицинском факультете Римского университета и одновременно занимался пением под руководством Орсини и Персикини. В 1877 году он уже упоминался в числе ведущих певцов Римской королевской академической филармонии, участвовал в исполнении оратории «Павел» Ф. Мендельсона и «Времена года» Й. Гайдна.
Вскоре представился случай и для оперного дебюта. Это произошло 11 декабря 1878 года на сцене римского театра «Арджентина», где Баттистини исполнил ответственную партию короля Альфонсо в опере Г. Доницетти «Фаворитка». Зрители столичного театра были поражены вокальной зрелостью молодого дебютанта. Благоприятно принятый публикой, он в следующем сезоне выступил в другом римском театре — «Аполло», затем развил успех в Турине. Летом 1881 года Баттистини совершил свое единственное путешествие за океан — в Буэнос-Айрес и Рио-де-Жанейро (впоследствии нелюбовь к морским поездкам вынуждала его отвергать самые лестные и выгодные предложения из Южной и Северной Америки). После возвращения на родину певец активно расширяет свою гастрольную деятельность. Он поет в Мадриде (театр «Реал», 1882—1883), Лондоне («Ковент-Гарден», 1883), Риме (театр «Костанци», 1885), Неаполе («Сан-Карло», 1886), Милане («Ла Скала», 1888). Огромный успех сопровождал неоднократные выступления Баттистини в России (начиная с 1893 года), где он сразу же был признан выдающимся мастером, наследником горячо почитавшегося русской публикой Антонио Котоньи. Рецензии отмечали не частую для итальянских певцов того времени сценическую убедительность артиста, его умение находить «тонкие и вместе глубокие штрихи» для выявления психологических оттенков поведения и эмоций изображаемых им персонажей. Его вокальное мастерство оценивалось единодушно: «Голос и вокальное искусство, превосходная дикция г. Баттистини... способствовали его успеху, превратившемуся в конце концов в истинный и заслуженный триумф. Отмечать какие-либо стороны исполнения превосходного артиста мы не. будем: все в равной степени свидетельствовало о крупном таланте; когда искусство может нас волновать и трогать до сокровенных тайников души, всякая оценка становится бесполезной».
Привязанность русской публики к Баттистини была взаимной — двадцать один сезон подряд (до 1914 года) певец с неизменным успехом гастролировал в Москве и Петербурге. Кроме обычного для гастролера итальянского и французского репертуара он исполнял также партии Евгения Онеги на и Демона в одноименных операх Чайковского и Рубинштейна, Руслана в «Руслане и Людмиле» Глинки.
Вена, Берлин, Варшава, Бухарест, Мадрид, Монте-Карло, Париж — основные маршруты артистических турне Баттистини в последующие годы. В мае 1922 года, а затем в 1923—1924 годах певец дал ряд концертов в лондонском «Куинс-холле». И хотя в ту пору он уже приближался к своему семидесятилетию, пение его по-прежнему поражало красотой тембра голоса, плотностью звука, гибкостью, чистотой интонации.
В 1927 году состоялись последние концерты Баттистини в Вене, Праге, Будапеште, Граце. Певец предполагал отметить пятидесятилетие своей артистической деятельности 11 декабря 1928 года выступлением в «Фаворитке» Доницетти, с которой начался его триумфальный путь на оперной сцене. Но событие это не состоялось: 7 ноября 1928 года Баттистини скончался в Колле Букало близ Риети (Италия).
Творчество артиста было исключительно ак тивным. Правильная постановка голоса и высочайшая требовательность к себе позволяли ему всегда быть в форме. «Каждый день певец должен искать все сначала, — говорил Баттистини. — Постоянно нужно искать свой голос... Для того, чтобы достигнуть спокойствия профессионала и уверенности художника-мастера, нужно петь каждый день. Голоса изнашиваются не от длительных занятий и частых выступлений, а от неправильных занятий и неподготовленных выступлений». Сам артист даже в семьдесят лет не считал зазорным каждое утро два-три часа упражнять свое дыхание, сольфеджировать, петь вокализы, специальные упражнения для развития кантилены, подвижности голоса, mezza voce. За таким тренажем следовало повторение наиболее ответственных фрагментов репертуарных партий, а уже после этого Баттистини принимался за роль, которую предстояло петь в тот день в театре.
Кропотливая и неустанная работа привела Баттистини к выдающемуся вокально-техническому совершенству. Его стаккато, подвижность вокала приближались к возможностям легких сопрановых голосов. Современники отмечали удивительную полетность его голоса, свободно преодолевавшего неблагоприятные акустические условия, усиленное звучание оркестра. Если добавить к этому мягкость и красоту фразировки, проникновенность исполнения, а также умелую актерскую игру, причем актерское мастерство певца заметно совершенствовалось со временем, то станет понятен тот энтузиазм, которым сопровождались его выступления. Горячим поклонником Баттистини был французский композитор Жюль Массне, специально транспонировавший для него теноровую партию Вертера и басовую партию Атанаэля в своих операх «Вертер» и «Таис».
В отличие от большинства знаменитых итальянских певцов Баттистини включал в репертуар песни Шуберта, Шумана, Брамса, Вольфа, с большим успехом исполняя их в Австрии и Германии.
Творчество Маттиа Баттистини вошло в историю вокального искусства как образец мастерства, близкого к совершенству.