На рубеже XIX — XX столетий мировая оперная сцена была необычайно богата вокальными талантами. Блистательную плеяду вокалистов выдвинула тогда Италия, и особенно представительную группу составляли в ней теноры. Мировую известность приобрели Роберто Станьо и Анджело Мазини, Франческо Таманьо и Франческо Маркони. Позднее, когда на оперном небосклоне высоко взошла звезда Энрико Карузо, рядом с ним блистали Алессандро Бончи и Амедео Басси, Эдоардо Гарбин и Джузеппе Ансельми, Джузеппе Боргатти и Аугусто Скампини. Каждый из этих артистов обладал неповторимым голосом и яркой творческой индивидуальностью.
Фернандо Де Лючиа занимает среди своих современников особое место. Его искусство в основном следует вокальным традициям XIX века. Стилю классического бельканто певец остался верен, исполняя и музыку композиторов-вери-стов, с которой пришел новый, экспрессивный вокальный стиль, ярчайшим выразителем которого было пение Энрико Карузо.
Как и Карузо, Фернандо Де Лючиа был уроженцем Неаполя (здесь он родился 11 октября 1860 года). Но если весь творческий путь Карузо проходил вдали от родного города и преимущественно за пределами Италии, то Де Лючиа — его антипод в искусстве пения — был неразрывно связан со своей страной и родным Неаполем, где он был любим больше, чем любой другой певец.
Прежде чем посвятить себя пению, Де Лючиа обучался в неаполитанской консерватории Сан Пьетро по классам фагота и контрабаса, затем занимался у педагогов-вокалистов Б. Ка-релли и В. Ломбарди. В 1885 году состоялся его дебют на сцене лучшего театра Неаполя «Сан Карло» в заглавной партии оперы Ш. Гуно «Фауст». Де Лючиа довольно быстро завоевал признание как один из лучших теноров своего времени и в Италии, и за ее пределами. После выступлений в крупных итальянских театрах (в Болонье и во Флоренции) он был приглашен в 1887 году на гастроли в Южную Америку (в Буэнос-Айрес и Монтевидео), а также дебютировал в Лондоне на сцене театра «Друри Лейн» (Альфред в «Травиате» Дж. Верди). В последующие годы Де Лючиа пел также в Мадриде и Барселоне, в Париже и Брюсселе, в Лиссабоне и снова в Лондоне, посетил Россию. В 1893 году неаполитанский тенор появился в нью-йоркской «Метрополитен опера» (первое выступление — Хозе в «Кармен» Ж. Визе в ансамбле со знаменитой французской певицей Эммой Каль-ве). В Америке Де Лючиа провел только один сезон (кроме Нью-Йорка он пел еще в Чикаго), «не прижился» и вернулся в Европу. Несмотря на кажущееся обилие гастрольных поездок, основная деятельность артиста прошла на итальянских сценах. Хотя он был высоко ценим в одном из лучших театров Европы, в лондонском «Ковент-Гарден», и перед ним были открыты двери «Ла Скала», Де Лючиа предпочитал им сцену театра «Сан Карло» в родном Неаполе. Здесь, по словам Джакомо Лаури-Вольпи, певца и музыкального писателя, Де Лючиа «считался величайшим тенором всех времен». В 1902 году Энрико Карузо выступил в «Сан Карло» в «Любовном напитке» Г. Доницетти, и это выступление стало единственным провалом в его карьере. Публика, а вслед за ней и критика, предпочла ему своего любимца Де Лючиа. Больше Карузо в Неаполе не выступал. Дж. Лаури-Вольпи справедливо отмечает, что со стороны Карузо, «основателя новой, «веристской» вокальной традиции», было ошибкой выбрать для выступления в Неаполе «оперу старого репертуара», где вокальный стиль Де Лючиа больше соответствовал стилю музыкальному. Де Лючиа пережил Карузо и в 1921 году пел на похоронах великого соотечественника.
Основу репертуара Де Лючиа составляли итальянские и французские оперы XIX века. Дж. Россини, В. Беллини, Г. Доницетти, Дж. Верди, Ж. Визе, Ш. Гуно, А. Тома — эти авторы сопутствовали певцу на протяжении всего творческого пути. Из немецких опер лишь моцартовский «Дон Жуан» и вагне-ровский «Лоэнгрин» были представлены в его репертуаре. Когда в 1890-х годах появились первые оперы композиторов-веристов, Де Лючиа сразу стал их исполнителем как в Италии, так и в других странах. Он был участником премьер трех опер П. Масканьи: «Друг Фриц» в Римском театре «Костанци» (31 октября 1891 года), «Сильвана» в миланском «Ла Скала» (25 марта 1895 года) и «Ирис» на сцене «Костанци» в Риме (22 ноября 1898 года). В 1893 году Де Лючиа первым исполнил партию Канио в «Паяцах» Р. Леон-кавалло на сцене «Метрополитен опера» в Нью-Йорке, а также в Лондоне, в «Метрополитен» в том же году он участвовал и в премьере «Друга Фрица», в 1894 году артист был первым исполнителем партии Туридду в «Сельской чести» П. Масканьи на сцене «Ковент-Гарден», а в 1900 году первым исполнил на этой сцене партию Каварадосси в «Тоске» Дж. Пуч-чини. Так, с именем певца «старой школы» связано распространение веристских опер. Хотя артист и не считается «специалистом» по этому репертуару, уже сам факт исполнения им такой «тяжелой» партии, как Канио в «Паяцах», свидетельствует об огромных возможностях той вокальной традиции, одним из последних представителей которой был Де Лючиа, обладатель легкого и гибкого голоса. Дж. Лаури-Вольпи называет Де Лючиа «опытным мастером оттенков», «хитроумным профессором неожиданных эффектов, владевшим тайнами виртуозных переходов», говорит о том, что для пения Де Лючиа характерны «сила и бережливость, mezzo voce и неожиданные вокальные взрывы», называет его мастерство совершенным. Действительно, записи артиста свидетельствуют о его виртуозном владении голосом, эффектном, но всегда безупречном в отношении вкуса, чередовании динамических градаций. Большое впечатление производит владение певцом всеми оттенками вокального piano, требующего совершенного певческого дыхания. В записях оперных дуэтов проявляются все лучшие качества Де Лючиа-ансамблиста (среди его партнеров такие знаменитые певицы, как Мария Гальвани и Челестина Бонинсенья). В период с 1902-го по 1909 год Де Лючиа записал семьдесят пластинок для крупнейшей компании того времени "Gramophone". Многие из этих записей разошлись по всему миру, были широко распространены в России. В 1910 году, когда Де Лючиа простился с оперной сценой и перешел исключительно к концертной деятельности, он сделал тридцать записей для миланской фирмы "Fonotipia" (неаполитанские песни). Но особенно активно работал Де Лючиа в грамзаписи в конце жизни. В 1917—1922 годах им было записано около трехсот дисков для общества "Phonotype" в Неаполе. Несмотря на такую рекордную цифру, они очень редки. Среди этих поздних пластинок выделяются две оперы, над записью которых Де Лючиа работал в 1918—1920 годах,— «Севильский цирюльник» Дж. Россини и «Риголетто» Дж. Верди с участием солистов, хора и оркестра театра «Сан Карло» под управлением Сальваторе Сассано.
Де Лючиа был и видным педагогом (с 1910 года он состоял профессором консерватории Сан Пьетро в Неаполе), у которого стремились приобщиться к секретам мастерства певцы из разных стран. Среди его учеников французский тенор Жорж Тиль, прославившийся в 1920 — 1930-е годы, солистка Венской оперы сопрано Мария Немет, итальянская певица меццо-сопрано Джанна Педерцини, одна из ведущих солисток «Ла Скала» в 1920—1940-е годы. Ученики Де Лючиа нисколько не копируют его стиль,— очевидно, их знаменитый учитель развивал вокальный талант каждого в соответствии с индивидуальностью ученика. Сам Де Лючиа сохранял вокальную форму до последних дней жизни (он скончался в Неаполе 21 февраля 1925 года).
Интерес к фонографическому наследию выдающегося мастера вокала не исчез и по сей день. За рубежом выпущены несколько долгоиграющих пластинок, на которых воспроизведены все записи 1902 — 1909 годов, частично 1910 года и последующих лет, в том числе обе оперы с участием Де Лючиа. Несмотря на «архаическое» звучание записей начала века, они являются ярким документом истории вокального искусства.