Каталог советских пластинок
Виртуальная клавиатура
Форматирование текста
Наверх
English
Авторизация
Среди мастеров современной оперной сцены Лучано Паваротти занимает одно из первых мест. Критики называют его «тенором столетия». Выдающаяся певица Джоан Сазерленд, оказавшая большое влияние на формирование его исполнительского облика, охарактеризовала Паваротти как «идеального вокалиста, для которого не существует в процессе пения технических и эмоциональных проблем; в его артистической манере есть подкупающая искренность, которая сообщает всему, что он делает на сцене, поразительную естественность и убедительность». Московские любители вокального искусства имели возможность познакомиться с певцом осенью 1964 года, в дни гастролей в Москве миланского театра «Ла Скала»: как стажер этого прославленного коллектива, он принял участие в одном из концертов солистов театра на сцене Кремлевского Дворца съездов. Артист спел тогда всего три арии — из «Риголетто» и «Богемы» — и сразу же обратил на себя внимание изяществом исполнительской манеры. Прошло несколько лет, и Лучано Паваротти приобрел мировую известность. Популярность его огромна. Триумф, который сопровождал исполнение певцом партии Не-морино в «Любовном напитке» Доницетти на сцене «Ла Скала», вызвал в памяти очевидцев времена Джильи и Скипы. На спектаклях «Джоконды» Понкьелли в Вероне в 1980 году публика, пренебрегая всякими традициями, заставила артиста бисировать знаменитый романс Энцо. Наконец, Герберт фон Караян, с которым певец успешно сотрудничал на Зальцбургских фестивалях, назвал Паваротти единственным достойным преемником Карузо в наши дни.
Лучано Паваротти родился 12 октября 1935 года в Модене. Его отец был пекарем, мать работала на табачной фабрике. В. семье очень любили музыку, у отца был хороший голос, и он долгие годы пел в хоре оперного театра в Модене. Лучано рано приобщился к оперному искусству, но тем не менее не помышлял о профессиональной певческой карьере. Получив диплом учителя начальных классов, он начал преподавать в школе историю, математику и музыку. Одновременно пел в любительском хоре имени Россини, который пользовался у слушателей большим успехом. На конкурсе, проходившем в Англии, коллектив завоевал первое место. Тогда-то юноша и решил связать свою судьбу с музыкой. Его учителями были Арриго Пола в Модене и Этторе Кампогалльяни в Мантуе. Много и увлеченно слушал он записи выдающихся певцов прошлого и старших современников, среди которых особенно сильное впечатление производил на него Ди Стефано.
Паваротти было двадцать пять лет, когда он стал победителем конкурса вокалистов в Реджио-Эмилия. 29 апреля 1961 года состоялся его оперный дебют: он спел партию Рудольфа в «Богеме» Пуччини на сцене городского театра Реджио-Эмилия. В первые годы карьеры певец ограничивался почти исключительно партиями лирического тенора — Герцога («Риголетто»), Альфреда («Травиата»), Не-морино («Любовный напиток»), Эльвино («Сомнамбула»).
Вскоре после дебюта Паваротти выступил на оперных сценах Венеции и Палермо, а осенью 1963 года принял участие в спектакле лондонского театра «Ковент-Гарден» «Богема», заменив заболевшего Ди Стефано. Английская публика тепло приняла молодого итальянского певца, результатом чего явилось его приглашение на Глайнд-борнский фестиваль 1964 года, где Паваротти исполнил партию Ида-манта в опере Моцарта «Идоменей». Весной 1965 года он вновь выступил в «Ковент-Гарден» — в «Травиате» и «Сомнамбуле». Его партнером была Джоан Сазерленд. Знаменитая певица приняла большое участие в судьбе Паваротти и пригласила его в организованную ею труппу, дававшую оперные спектакли в городах Австралии. Сазерленд стала для Паваротти другом, педагогом и наставником. Он присутствовал на всех ее репетициях, постигая секреты искусства бельканто. И Сазерленд, необычайно требовательная к своим партнерам, нашла в лице Паваротти артиста, идеально отвечающего ее представлениям о современном вокалисте-художнике. Этапным стало выступление певца в ансамбле с Сазерленд в опере Доницетти «Дочь полка» на сцене театра «Ковент-Гарден» в 1966 году. Его исполнение арии Тонио с девятью верхними «до» вызвало подлинную сенсацию. Перед Паваротти открылись двери крупнейших оперных театров мира. В том же году он дебютировал на сцене «Ла Скала», в 1967 году впервые пел на американском континенте, в оперном театре Сан-Франциско, в 1968 году — в нью-йоркской «Метрополитен опера». Затем последовали его успешные выступления на сценах театра «Колон» в Буэнос-Айресе, «Гранд опера» в Париже, Венской государственной оперы.
Паваротти много записывается на грампластинки, и здесь, так же как и на оперной сцене, ансамбль «Сазерленд — Паваротти» вызывает единодушное восхищение любителей музыки.
В начале артистического пути Паваротти представлял собой образец певца-виртуоза, блиставшего высокими нотами, великолепно развитым верхним регистром. Но со временем обнаружилось его отчетливое тяготение к партиям, предназначенным для лирико-драматического тенора. Несколько изменился и сам голос Паваротти: яркий, очень светлый по тембру, звонкий и необычайно подвижный, гибкий, он обрел с годами большую «весомость», драматическую насыщенность. В репертуаре артиста появились роли Манрико («Трубадур»), Калафа («Турандот»), Родольфо («Луиза Миллер»), Кавара-досси («Тоска»), Энцо («Джоконда»), Ричарда («Бал-маскарад»), Исполнение певца стало более зрелым, художественно-тонким, эмоционально-выразительным. Он переосмыслил и многие свои старые работы, о чем может, в частности, свидетельствовать сделанная в 1979 году запись «Травиаты» (партия Альфреда). В свое исполнение Паваротти привнес дыхание глубокого, страстного чувства, порывистость, драматизм, экспрессию.
Как вокалист-художник Лучано Паваротти еще далеко не исчерпал своих богатых артистических возможностей, и каждый новый театральный сезон добавляет к его творческому портрету новые самобытные черты.
В. Тимохив