Сторона 1
ТРАДИЦИОННЫЕ:
Повседневный — 4.53
Красный — 3.07
Праздничный — 3.25
Водосвятный — 4.36
Встречный — 4.57
Сторона 2
КОНЦЕРТНЫЕ:
Рассказ монаха — 6.08
Наваждение — 8.38
Русь деревянная — 5.56
Составитель Сергей Старостенков
Автор и исполнитель Владимир Петровский
Колокола Архангельского музея деревянного зодчества «Малые Карелы»:
Колокольня села Кушерека (1, 3 — 8)
Звонница часовни из деревни Федоровская (2)
Звукорежиссеры: А. Докшин, И. Дельгядо
Редактор Т. Маркелова
Художник А. Кабанов. Фото С. Супалова
Запись ЛСГ, 1990
© ЛСГ, МП "Русский диск", 1991
см. также компакт-диск
SUCD 11 00326 (13 треков)
На Руси колокола появились вскоре после принятия христианства. Тесячелетие' их звон сопровождает жизнь каждого человека.
Хотя заимствованы колокола были из Западной Европы, уже к VXI веку в России сложилось национально-самобытное искусство колокольного звона. В начале нашего столетия колокольное искусство в России достигло высокой степени совершенства.
Трагична судьба российских колоколов. Почти на полстолетия стихли их медные голоса.
Один из современных центров Возрожденного звонарского искусства — Архангельский музей деревянного зодчества «Малые Карелы». Здесь, на Русском Севере, этой подлинной сокровищнице национальной культуры, воскрешены к новой жизни «Северные звоны» — характерная разновидность общерусских звонов. Здесь же сложилась единственная пока в России школа звонарей.
Специфику северной звонарской традиции определяет особая система развески колоколов и приемы исполнения на них. А также инструмент — сравнительно небольшая деревянная одноярусная колокольня, предназначенная в основном для сольной игры.
На пластинке «Звоны северные» звучат два таких монументальных инструмента: колокольня из села Кушерека (XIX век) и звонница часовни деревни Федоровской (XVIII век). Набор колоколов на последней — небольшой. Пять из них (средние и малые) звучат во время исполнения нежного и прозрачного «Красного звона».
На колокольне из села Кушерека развешены шестнадцать старинных колоколов. Самый большой, «Благовестник», весит 520 кг. Как и всюду в России, колокола эти подразделяются на три основные группы: большие (басовые), средние и малые (зазванные). Вся их красочная тембровая палитра используется звонарем для исполнения остальных звонов, представленных на пластинке. Одни из них тесно перекликаются с традиционными, трактуя их свободно и творчески. Другие представляют собой редко встречающиеся авторские композиции для колоколов, в которых раскрывается творческая фантазия их автора и его виртуозная исполнительская техника.
Звонарь Владимир Петровский — яркий представитель школы звонарей Архангельского музея деревянного зодчества «Малые Карелы» Профессиональный музыкант, для которого «традиция — основа основ как в музыкальном, так и в нравственном плане», он по-настоящему слышит душу колокола. Сочетая бережное отношение к наследию с присущей ему свободой самовыражения и яркой красочной «театральной» подачей материала, В. Петровский утверждает свое понимание современной колокольной музыки как концертного жанра, а себя — как одного из инициаторов данного направления. За его плечами — сонм безвестных русских звонарей.
Восстанавливается еще одна, насильственно оборванная нить, связывающая человека с истоками его культуры. Вновь звучат всемирно известные русские колокольные звоны. Вы услышите их на пластинке благодаря содействию НПП «Мономах».
С. СТАРОСТЕНКОВ,
член правления Ассоциации колокольного искусства
при Советском Фонде культуры