Каталог советских пластинок
Виртуальная клавиатура
Форматирование текста
Наверх
English
Авторизация
1. Сказка о царе Салтане: У Лукоморья дуб зеленый
Вячеслав Тихонов,Алексей Грибов,Виктор Хохряков,Клементина Ростовцева,Лариса Пашкова, Хор Большого театра СССР, Оркестр Большого театра СССР, Иван Петров, Евгения Смоленская, Елена Шумилова, Лариса Никитина (Александр Пушкин, Зоя Чернышева) 8:31
2. Сказка о царе Салтане: В синем небе звезды блещут
Вячеслав Тихонов, Клементина Ростовцева, Хор Большого театра СССР, Оркестр Большого театра СССР (Александр Пушкин, Зоя Чернышева) 8:32
3. Сказка о царе Салтане: Вот открыл царевич очи
Вячеслав Тихонов, Владимир Ивановский, Евгения Смоленская, Хор Большого театра СССР, Оркестр Большого театра СССР (Александр Пушкин, Зоя Чернышева) 4:35
4 Сказка о царе Салтане: Ветер по морю гуляет
Виктор Хохряков, Вячеслав Тихонов, Клементина Ростовцева,Владимир Ивановский, Оркестр Большого театра СССР (Александр Пушкин, Зоя Чернышева) 5:47
5 Сказка о царе Салтане: Ветер весело шумит, судно по морю бежит
Виктор Хохряков, Алексей Грибов, Лариса Пашкова,
6 Сказка о царе Салтане: Князь у сине моря ходит
Клементина Ростовцева, Виктор Хохряков, Лариса Пашкова, Алексей Грибов, Вячеслав Тихонов, 5:58
7 Сказка о царе Салтане: Под окном Гвидон сидит
Вячеслав Тихонов, Виктор Хохряков, Алексей Грибов, Клементина Ростовцева, Лариса Пашкова, Хор Большого театра СССР, Оркестр Большого театра СССР (Александр Пушкин, Зоя Чернышева) 3:33


В плеяде замечательных композиторов прошлого века выдающееся место принадлежит Николаю Андреевичу Римскому-Корсакову (1844–1908). Щедро одаренный природой, он рано почувствовал в себе музыкальное призвание. Первые серьезные попытки сочинять музыку относятся ко времени пребывания Римского-Корсакова в Морском корпусе, когда он, по собственному признанию, «по целым часам просиживал за роялем».
В 1862 г. по окончании Морского корпуса Н.А. Римский-Корсаков совершил кругосветное путешествие на паруснике «Алмаз». Почти три года композитора окружало море, то спокойное, едва подернутое рябью, то грозное и неистово бушующее... Фантастические картины разгневанной водной стихии, а также яркие краски тропических стран поразили воображение Римского-Корсакова. Волшебная красота полуденных земель, где реальная жизнь тесно переплелась со сказкой, впоследствии нашла свое яркое отражение в оперном и симфоническом творчестве композитора. Его излюбленным жанром стала опера-сказка. «Снегурочка», «Сказка о царе Салтане», «Кащей Бессмертный», «Золотой петушок» – вот далеко не полный перечень произведений композитора-сказочника, в которых Римский-Корсаков выразил свою любовь к русской сказке, к народной музыке, к причудливому и яркому вымыслу.
В 1899 г. Россия отмечала столетие со дня рождения А.С. Пушкина. Римский-Корсаков, и раньше обращавшийся к произведениям великого поэта, написал кантату «Песнь о вещем Олеге» и оперу «Сказка о царе Салтане». Композитора привлекла необыкновенная «волшебность» сказки, изобилие чудес и, конечно, сам пушкинский стих, удивительно напевный и сочный...
Народную сказку «О царе Салтане» А.С. Пушкин впервые услышал от няни Арины Родионовны в годы Михайловской ссылки. В 1831 г. три сказки из числа семи, собранных и записанных в Михайловском, поэт обработал, создав свои замечательные поэмы-сказки: о Балде, о мертвой царевне, о царе Салтане. Ярка и жизнерадостна «Сказка о царе Салтане». Подчеркивая ее глубоко народный характер, Пушкин дал ей привычное для народной литературы тех лет витиевато-пышное название: «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».
И вот, спустя многие годы после создания поэтического «Салтана», Римский-Корсаков, очарованный причудливо-фантастическими видениями гвидонова княжества, решил пересказать языком музыки чудесную пушкинскую сказку. В «Летописи моей музыкальной жизни» имеется краткая, но красноречивая запись: «...в лето 1899 весь “Салтан” был сочинен».
В октябре 1900 г. «Сказка о царе Салтане» была поставлена в Москве на сцене частной оперы С. Мамонтова; декорации к ней написал известный художник-романтик М. Врубель, тонко передавший сказочную атмосферу оперы...

Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
«Кабы я была царица», –
Говорит одна девица...

Бесконечный, как нити пряжи, струится разговор сестер. За окнами девичьей светлицы виднеются окутанные золотистой дремотой сторожевые башни и резные маковки церквей салтанова царства... Красота вокруг несказанная. Жить бы всем в мире да согласии, да нет же... Черные завистливые мысли не дают покоя злым сестрицам и сватье бабе Бабарихе – задумывают они извести добрую царицу.
Одна за другой, как бы выплывая из туманной дымки, перед нами, вслед за явлением острова Буяна с дивным городом Леденцом, причудливой вереницей проходят сказочные картины оперы. Вместе с заморскими гостями-корабельщиками мы дивимся трем чудным чудам: белке, грызущей золотые орехи, дружине дядьки Черномора и, наконец, красоте царевны Лебеди... Для каждого из этих чудес композитор нашел особые музыкальные краски, подчеркивающие всю фантастичность происходящего. Музыка Римского-Корсакова образна и глубоко выразительна. Она то поэтична и нежна, когда рисует призрачно-прекрасный облик царевны Лебеди, то простодушно наивна – в песенке белочки «Во саду ли, в огороде», то натуралистически конкретна, воспроизводя полет шмеля – Гвидона, то полна мягкой лиричности и проникновенной искренности – в пейзажных зарисовках... Картины моря, нарисованные композитором, поражают своей мощью и какой-то почти осязаемой реальностью. Кажется, будто видишь перед собой бескрайний морской простор... Только что водная равнина была прозрачно-синей, а через мгновенье разгневанные валы уже взметают к небу пенные гребни…
В предлагаемую композицию включены все основные эпизоды оперы. Вы услышите чудесный сплав музыки и поэзии, в котором музыкальная ткань оперы органически переплетается с чтением пушкинской сказки.
Б. Заболотских (1962)

Запись 1962 г.

Общее время звучания: 43.51