Каталог советских пластинок
Виртуальная клавиатура
Форматирование текста
Наверх
English
Авторизация
Джованни Баттиста Перголези — замечательный композитор периода итальянского Высокого барокко, один из наиболее выдающихся представителей неаполитанской школы. Он родился в 1710 году в городе Ези в семье геометра; предки его были выходцами из города Перголе, откуда и произошел псевдоним «Перголези» (настоящая фамилия композитора — Драги). Первые уроки музыки Перголези получил у капельмейстера собора в Ези, а в 1726 году поступил в неаполитанскую консерваторию, где учился игре на скрипке у Д. Маттеи, а теории и композиции у Г. Греко, Л. Лео и Ф. Дуранте. Вскоре появились первые духовные сочинения Перголези, в 173.1 году была поставлена его первая опера-сериа «Салюстия», а в 1732 году он создал великолепную Торжественную мессу, прославившую его имя по всей Италии. В 1733 году Перголези написал оперу-сериа «Гордый пленник» со вставным комическим интермеццо «Служанка-госпожа», ознаменовавшим возникновение жанра оперы-буффа и вскоре получившим самостоятельную сценическую жизнь, продолжающуюся и в наши дни. Живой и тонкий юмор, острота и меткость музыкальных характеристик, предвещающие шедевры Россини, обусловили широчайшую популярность этого произведения (постановка «Служанки-госпожи» в Париже в 1752 году вызвала бурную полемику между сторонниками итальянской и французской оперы — так называемую «войну буффонов»). Сменив несколько придворных должностей, Перголези скончался от туберкулеза в городе Поццуоли близ Неаполя, не дожив даже до тридцати лет. За год до смерти, в 1835 году, он создал самое вдохновенное свое творение — «Stabat Mater» для двух женских голосов, струнных и органа, полную глубокой скорби и лирической задушевности.
В наследии Перголези — оперы и кантаты, мессы и другие духовные сочинения, концерты и сонаты, арии и каноны. К сожалению, многие издатели XVIII века, пользуясь популярностью композитора, издавали под его именем произведения других авторов, стремясь облегчить их сбыт. Поэтому принадлежность некоторых произведений перу Перголези нередко оспаривается.
На этой пластинке представлены первые четыре из шести концертино для струнного оркестра и клавесина. Время их возникновения неизвестно, а авторство Перголези неоднократно подвергалось сомнению — их приписывали то Георгу Фридриху Генделю (это предположение опровергается в силу самой стилистики геыделевских концертов), то издателю Карло Риччотти, опубликовавшему концертино в Гааге в 1740 году без имени автора (хотя из текста издательского посвящения графу Бентинку следует, что Риччотти не является их создателем), то кассельскому скрипачу и концертмейстеру Иоганну Адаму Биркенштоку (из «Музыкального словаря» Й. Г. Вальтера 1732 года известно, что Биркеншток посылал в Голландию шесть концертино с такой же необычной оркестровкой, как и предполагаемые перголезиевские: четыре скрипки, альт, виолончель и basso continuo). Тем не менее нельзя исключать и авторства Перголези. В пользу этого говорят многие черты музыки концертино: яркость и богатство мелодий, их связь с песенно-ариозными истоками, искренность и непосредственность музыкальных образов, органичное сочетание гомофонного и полифонического письма (полифонической насыщенности способствует редко встречающееся разделение скрипок на четыре партии). В музыке концертино ощутимо влияние старших современников Перголези — А. Корелли, А. Вивальди, Т. Альбинони.
Все шесть концертино построены по принципу «церковной сонаты» (sonata da chiosa) — старинной барочной циклической формы, основанной на чередовании четырех контрастных по темпу частей (медленная — быстрая— медленная — быстрая). Первые части — медленные, величавые введения в цикл (в Концертино № 3 это всего лишь несколько тактов), полные светлой торжественности, а в Концертино № 4, единственном, написанном в миноре, — драматической напряженности. Вторые части, как правило, быстрые, фугированные (частое указание «da cappella» относится к их полифоническому изложению); в Концертино № 3, судя по обозначению, использована тема Дж. Палестрины, развитая в виде канонической фу-ги. Третьи, медленные части, звучащие обычно в параллельном миноре, а в Концертино № 4 — в параллельном мажоре, вносят образный контраст грустным печальным характером в мажорных концертино (например, проникновенный диалог виолончелей и скрипок в Концертино № 1 и скорбная элегия в Концертино № 2 с контрастирующей мажорной серединой), светлым и нежным — в минорном. Финалы, как и вторые части, представляют собой быстрые фуги, но здесь идущие обычно в ритме жиги — подвижного танца британского происхождения в размере 6/8, 9/8 или 12/8, часто завершавшего инструментальные циклы эпохи барокко, а у Перголези нередко сближающегося с огненной итальянской тарантеллой.