Песенное творчество Франца Шуберта (1797—1828) – одна из вдохновенных страниц европейской вокальной лирики первой трети XIX века. Связанное крепчайшими нитями с австрийским музыкальным фольклором, это творчество являет собой в то же время образец высокого композиторского мастерства. Можно смело утверждать, что в песнях Шуберта, едва ли не наиболее отчетливо из всей мировой вокальной музыки, сказался процесс единения романса и народной песни, и что с песенно-романсного стиля Шуберта начинается история романтической австрийской и немецкой вокальной лирики (Шуман, Брамс, Вольф).
Семь песен Шуберта на слова немецкого поэта Людвига Релыдтаба (1799—1860) вошли в посмертный цикл композитора «Лебединая песня» («Schwanengesang») вместе с шестью песнями на слова Г. Гейне и одной на слова И. Г. Зейдля (название цикла принадлежит друзьям Шуберта и его издателю Т. Хаслингеру). Они были написаны в 1828 году, и композитор предполагал печатать их отдельным сборником.
Характерно, что даже в последний год своей многотрудной жизни, полной лишений и невзгод, Шуберт нашел в себе силы написать, наряду с трагическими романсами на стихи Гейне, ряд светлых, жизнерадостных песен на тексты Рельштаба. Таковы «Посол любви» (она открывает цикл) и «Прощание». В песне «Посол любви» юноша обращается к ручейку с просьбой рассказать возлюбленной о его чувствах; и в словах и в музыке этого произведения живет дух весенне-радужных образов цикла «Прекрасная мельничиха». Тема «Прощания» — разлука молодого человека с любимым городком, в котором прошла его безоблачная юность. Не лишена жизнерадостности, несмотря на грустное заключение («Зачем же туманится взор мой слезой?»), и песня «Весенние упования» из того же цикла. В ней рассказывается о благоухающей весенней природе, о солнечном тепле, согревающем душу, и о синеве бездонного неба.
Некоторые из песен Шуберта на слова Л. Рельштаба получили широчайшую известность. Такова вдохновенная «Серенада» (с мастерски воплощенными в виде «эхо» отголосками темы) — песня о любви, звучащая в тихий, вечерний час в освещенном луною саду, «Приют» — психологически насыщенная вокальная миниатюра. Поэтический текст песни («Море у ног, лес в вышине, скалы кругом по сердцу мне») говорит о духовном единении одинокого человека с миром сумрачной, суровой природы. Песня эта широко известна в фортепианной транскрипции Листа.
Психологической глубиной и трагизмом отмечены песни «Вдали» (иногда переводится как «На чужбине») и «Предчувствие воина». В первой из них повествуется о страданиях героя: разочаровавшись в любви, он покидает родные края («Горе страдающим, в свете блуждающим... родину кинувшим, без вести сгинувшим» и т. д.). Во второй — воин накануне битвы, в предчувствии гибели, вспоминает и тоскует о любимой.
Лучшие черты шубертовского гения — поэтическая проникновенность, мелодическое обаяние, развитое чувство колорита, смелый гармонический язык, относительно «свободная» трактовка формы — сказались в песнях на слова Рельштаба со всей яркостью и блеском. Цельность мелодического рисунка, господство кантиленного (иногда декламационного) начала характерны и для этих песен.
Расширив значение аккомпанемента и обогатив его, Шуберт придал своему вокальному творчеству подлинный характер песенн о-и н с т р у-ментального жанра. Именно в фортепианном сопровождении к песням композитор совершил множество «открытий» как в сфере гармонии, так и в сфере фортепианной фактуры и фортепианных тембров (педальной и регистровой нюансировки). Подобные откровения мы найдем и в последнем цикле.
Песни Шуберта на слова Рельштаба представляют значительный интерес. Несмотря на разнообразие сюжетов, настроений, а также приемов и средств выразительности, они вполне оправданно выделены в отдельный цикл, согласно авторскому замыслу.
В. Дельсон
Дитрих Фишер-Дискау (р. 1925) — один из самых выдающихся певцов современности.
Выходец из культурной немецкой семьи, Фишер-Дискау учился в Высшей музыкальной школе в Берлине у известного педагога Г. Вейсенборна.
Имя Дитриха Фишер-Дискау становится широко известным в послевоенные годы: сначала по его концертам на радио, а затем по выступлениям на сцене Берлинской городской оперы. В театре в полной мере разворачивается его замечательное музыкальное и актерское дарование, проявляется глубина его художественного интеллекта.
На концертной эстраде Фишер-Дискау продолжает оставаться прежде всего музыкантом, сочетающим в себе черты певца и актера.
Центральную часть концертного репертуара певца составляет вокальная лирика композиторов XIX века. Он явился не только непревзойденным интерпретатором множества известнейших произведений, но и возродил к новой жизни десятки творений Бетховена, Шуберта, Шумана, Брамса, Вольфа, почти полностью исчезнувших из исполнительского репертуара певцов.
Перечислить все, что поет Фишер-Дискау, просто невозможно. Составляя свои концертные программы, он, как правило, либо выбирает целые песенные циклы, либо объединяет отдельные песни в группы — по авторам текстов, хронологическому принципу, тематике. Так, наряду с популярнейшими циклами («К далекой возлюбленной» Бетховена, «Зимний путь» Шуберта, «Итальянские песни» Вольфа и многие другие), мы находим в его репертуаре такие названия: «Песни поздних романтиков», «Песни Шумана на слова Гейне», «Избранные песни Рихарда Штрауса» и т. п.
Фишер-Дискау выступает в крупнейших театрах и концертных залах Европы и Америки, удостоен десятков высоких наград.