Каталог советских пластинок
Виртуальная клавиатура
Форматирование текста
Наверх
English
Авторизация
Сторона 1
С нами Бог! (Ф. Степанов) — 2.14
Архангельский глас (Д. Бортнянский) — 1.04
Богородице Дево, радуйся, тропарь (М. Строкин) — 0.47
Взбранной воеводе, кондак, ипатьевский напев (гармонизация Д. Яичкова) — 0.55
Христос Воскресе! тропарь Св. Пасхи — 1.10
Антифон Св. Пасхи — 2.38
Милость мира, знаменный распев (гармонизация Ковалевского) — 4.16
Во Царствии Твоем (Д. Христов) — 1.35
Достойно есть, греческий пападический распев, глас 3 - 2.20
Церковный Обиход
Неизменяемые песнопения Всенощного бдения — 2.35

Солисты: А. Великов (1, 10), А. Адигамов (1, 10)

Сторона 2
Разбойника благоразумнаго (неизвестный автор)
Светилен в Великий Четверток — 3.22
Приидите ублажим Иосифа, стихира в Великую субботу, большой знаменный распев (рукопись XVII в., расшифровка Н. Парфентьевой) — 9.30
Стихира русским святым, лаврский напев — 2.05
Вечная память (Н. Успенский) — 1.36
Отче наш (И. Смирнов) — 1.53
Гимн св. в. Кириллу и Мефодию — просветителям славян — 1.45
Многая лета (Ю. Важенин) — 1.40

Солист В. Усольцев (1)

Ансамбль духовной музыки «Октоих»
Дирижеры Вячеслав Усольцев (1,5—17) и Анатолий Великов (2, 3, 4)

Звукорежиссер А. Самовер.
Редактор Л. Абелян
Оформление художника Е. Усковой
Фото В. Пищальникова

Цель ансамбля русской духовной музыки «Октоих» — познакомить слушателей с образцами православного песнетворчества различных эпох. Почти все эти произведения можно услышать в храмах Челябинской области.
Первые три произведения относятся к явлению «Благовещения». Так, песнопение «С нами Бог!» Ф. Степанова перекликается с пророком Исайей, предсказавшим рождение Христа такими словами: «... се Дева во чреве приимет, и родит Сына, И нарекут имя Ему: Эммануил, что значит: С нами Бог» (,Мф. I.23).
«Архангельский глас» Д. Бортнянского повествует о явлении Архангела Гавриила Деве Марии. Ангел, посланный Богом, сказал ей: «...радуйся, Благодатная! Господь с Тобою: благословенна Ты между женами» (Лк. I.28). Он же Ей рек, что Она является той самой Богоизбранницей, во чреве которой родится Спаситель, и что наречется он Иисусом. «Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда я мужа не знаю? Ангел сказал ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и слава Всевышняго осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Лк. I.34).
Тропарь Св. Пасхи и третий антифон на пасхальной Литургии «Да воскреснет Бог» передают настрой христиан перед Евхаристией. Самый радостный и самый ожидаемый праздник «светлое Христово Воскресение» — главное событие православного календаря, основа которого — всепрощение, любовь, взаимопонимание, всемирное христианское братство.
Антифон «Во Царствии Твоем» Д. Христова.
...За день до Пасхи воины привели Иисуса Христа на гору Голгофу близ Иерусалима и там распяли Его между двух разбойников. Над головой Его по приказу Понтия Пилата была прибита доска с надписью: «Иисус Назарянин, Царь иудейский». Когда пригвождали Его к кресту, Он молился за своих врагов и говорил: «Отче, прости им, не знают они, что делают». Первосвященники и книжники смеялись над Ним и говорили: «Других спасал, а себя не может спасти. Если Он Царь израилев, пусть сойдет с креста, и мы уверуем в него». То же говорили и народ и воины. Даже один из разбойников, распятый с Иисусом Христом, ругался над Ним и говорил: «Если Ты Христос, спасись Сам и спаси нас». Но другой разбойник останавливал его и говорил: «Ужели ты не боишься Бога, когда и сам осужден на это? Но мы осуждены справедливо, а Он худого ничего не сделал». Потом он повернулся к Иисусу Христу и сказал: «Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем». На что ему Иисус ответил: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со мною в раю»...
К VIII веку сформировался особый вид распева молитв с «Исоном» — выдержанным звуком (педалью), чаще всего в нижнем голосе. Этот тип песнопений получил название «пападический», его еще называют «восточным». Номер «Достойно есть» иллюстрирует невменное пение, существовавшее на Востоке до эпохи принятия христианства на Руси. Примерно в таком виде к нам, вместе с христианскими обычаями, обрядами, богослужениями, пришло и христианское песнетворчество. И, наверно, об этой, «неземной красоте» говорили гонцы князя Владимира в X веке, вернувшиеся из Византии. Побывав на Литургии, они окунулись в мир, им неведомый. Музыка, иконопись, фрески, архитектура, скульптуры, чины богослужения — все это поражало своим величием, они не знали, где находятся — «на земле или на небе, потому что на земле такой красоты быть не может». Они знали только одно: все это вскормлено молоком христианства.
Поднявшись к нам из глубины веков, песнопения Церковного Обихода являются самым совершенным прочтением молитв. Лишенные всяких светских примесей, «красивостей» и украшательств, неизменяемые песнопения, так же как и древние распевы, наиболее близки к звучанию «небесных гармоний». Сердечно молящийся человек непроизвольно настраивается на «божественный лад», а если это коллективная молитва, то, естественно, и настраивается сразу несколько людей: их голоса сливаются в созвучия, образуя молитвенное пение в чистом виде. Церковный Обиход является своеобразным звуковым каркасом и пронизывает все православное богослужение наподобие колокольного звона, привлекая молитвенное внимание прихожан к определенным фрагментам богослужения.
...Священник дерзновенно возглашает величайшее и полное тайны Имя Божие: «Сый (еврейск. — сущий, Иегова) благословен Христос Бог наш...»
Далее Церковь просит Господа утвердить святую православную веру православных христиан н4 вечные времена и молит Богоматерь ходатайствовать о нас пред Ее Божественным- Сыном: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Хор воспевает Ей песнь: «ЧестнейшуюХерувим...» Славословя Пресвятую Троицу и вознося прославление в вечность — «Слава и ныне», хор от имени всех молящихся просит благословения. Священник исповедует Христа истинным Богом, утверждает нашу надежду на спасение и помилование по молитвам Пречистой Богоматери, всех святых. Поется многолетие Святейшему Патриарху, епархиальному епископу, служащим в храме, прихожанам и всем православным христианам.
Утреня заканчивается.
«...И мене древом крестным просвети и спаси мя». Так, мысленно, каждый христианин присоединяется к молитве благоразумнаго разбойника, раскаявшегося в последние часы своей жизни и прощенного. Благодаря этому примеру, мы все имеем возможность покаяться и надежду быть прощенными. Вот только успеем ли, как успел разбойник? Не зная времени своей кончины, нельзя откладывать покаяние до глубокой старости. Все ли до нее доживут? Страшна смерть без покаяния...
Подобные мысли рождаются у христиан во время служения в храме светильна «Разбойника благоразумнаго» в Великий Четверток.
Стихира восьмого гласа Усольского распева «Приидите ублажим Иосифа» принадлежит творчеству усольских (строгановских) мастеров. Усольская певческая школа как особое художественное направление сформировалась во владениях именитых промышленников Строгановых (центр — Сольвычегодск Пермской губернии) в последней четверти XVI века и ярко функционировала на протяжении XVII ,века.
Данная стихира возникла на рубеже XVI—XVII веков. Она входит в чин Выноса и целования Плащаницы в Великую Субботу. На Руси древний гимнографический текст стихиры получил музыкальное воплощение еще в XII веке. Каждое последующее поколение древнерусских распевщиков создавало собственную музыкальную композицию на архаический текст молитвы. Известны «Баскаков», «Диячей», «Опе-калов», «Монастырский» распевы. Усольский распев возник на рубеже XVI—XVII веков. Он выполнен в стиле знаменного распева с обилием внутрислоговых разводов, с включением мелодических украшений (так называемых «аненаек»).
...Был уже вечер. К Пилату пришел новый проситель, знаменитый член Синедриона, Иосиф из Аримофеи, человек богатый, добрый и правдивый. Он был тайным учеником Христа. Иосиф просил у Пилата позволения снять тело Христа и погребсти Его. Известие о скорой смерти Иисуса удивило претора Он позвал к себе сотника, стоявшего на страже у креста, и, узнав от него, что Иисус уже умер, приказал отдать тело Его Иосифу.
На Голгофу собрались теперь друзья Иисуса Христа, желавшие отдать Ему последний долг на земле. Иосиф Аримофейский принес погребальные пелены (плащаницу), а Никодим — состав из смирны и алоя. Сняли они тело Христово со креста и помазали Его благовониями, обвили пеленами и погребли недалеко от Голгофы, в саду, принадлежавшем Иосифу, в новой пещере, которую тот высек в скале для своего погребения. Положив тело в гроб, они привалили тяжелый камень к дверям его и удалились...
Так кончилась Великая Пятница.

Вячеслав Усольцев — одаренный музыкант. Он выпускник Уральской консерватории. Часто поет сольные партии, и его мягкий тенор не оставляет зрителей равнодушными. В. Усольцев является бессменным руководителем «Октоиха» со дня его основания в 1988 году.
Директор ансамбля Юрий Важенин — композитор, автор многих духовных песнопений, исполняемых ансамблем «Октоих».