Каталог советских пластинок
Виртуальная клавиатура
Форматирование текста
Наверх
English
Авторизация
Страна „певцов", Италия в последнее время становится и „страной дирижеров". Если в первой половине века искусство гениального Артуро Тосканини и его выдающихся коллег в „Ла Скала" Виктора де Сабата и Туллио Серафина лишь подчеркивало в целом посредственный уровень общей дирижерской массы, то в период после второй мировой войны в Италии появилась целая плеяда замечательных мастеров как оперного, так и концертного дирижирования. Преемником Тосканини называли трагически погибшего в молодости исключительно талантливого Гвидо Кантелли, великолепным оперным дирижером зарекомендовал себя Джанандреа Гавадзени. К 1960-м годам прочную репутацию дирижера экстракласса приобрел Карло Мария Джулини, в следующем десятилетии выдвинулся еще один одареннейший дирижер — Риккардо Мути, а уже на рубеже 1980-х годов — Риккардо Шайи. Но едва ли не самой значительной фигурой среди современных итальянских дирижеров является Клаудио Аббадо. Уже почти два десятилетия его плодотворная разносторонняя деятельность находится в центре внимания мировой музыкальной общественности.
Аббадо родился в Милане 26 июня 1933 года в семье видного музыканта. Его отец Микеланджело Аббадо, профессор консерватории, скрипач и руководитель камерного оркестра "Archi di Milano", создал все условия для формирования таланта своего сына. Клаудио окончил Миланскую консерваторию имени Джузеппе Верди по классам фортепиано, композиции и дирижирования. Большое значение для Аббадо имела работа в руководимом отцом ансамбле, где он некоторое время играл на виолончели, а затем проводил часть репетиций. В 1958 году Аббадо впервые встал за пульт симфонического оркестра в качестве участника конкурса имени Сергея Кусевицкого в Тэнглвуде в США. Победа на этом конкурсе стимулировала продолжение серьезных занятий, и Аббадо становится учеником авторитетнейшего дирижера-педагога Ханса Сваровского в Венской музыкальной академии. Концертировать Аббадо начал еще в период занятий у Сваровского. Его уверенная работа на репетициях, блестящее знание оркестра, настоящая „хватка" первоклассного мастера быстро привлекли к себе внимание. Уже в 1960 году молодому дирижеру доверяют провести концерт в „Ла Скала", посвященный 300-х летию со дня рождения Алессандро Скарлатти, а в 1962 году Аббадо приглашают на фестиваль „Флорентийский музыкальный май" для руководства постановкой „Гойесок" Э. Гранадоса. Но полностью раскрылось дарование музыканта после победы в 1963 году на крупном конкурсе дирижеров имени Димитриоса Митропулоса в Нью-Йорке.
Уже в начале творческого пути Аббадо наметились и основные линии его репертуарных интересов в оперном и симфоническом жанрах. Это исполнение классического наследия в симфонической и оперной музыке, прогрессивная новейшая музыка и редко исполняемые и незаслуженно забытые произведения прошлого. Искусство дирижера быстро завоевало признание в крупнейших музыкальных центрах мира. В 1965 году Аббадо дебютирует на фестивале в Зальцбурге, убедительно интерпретируя Вторую Симфонию Г. Малера, в филиале „Ла Скала"—"Piccolo Scala" проводит премьеру оперы Джакомо Манцони „Атомная смерть", а в 1967 году впервые дирижирует спектаклем на основной сцене знаменитого театра — малоизвестной оперой В. Беллини „Капулети и Монтекки". Репутация артиста настолько возросла, что его назначают главным дирижером оркестра „Ла Скала". В 1968 году Аббадо совместно с известным французским режиссером и художником Жаном-Пьером Поннелем ставит в Зальцбурге „Севильского цирюльника" Дж. Россини.
В 1960-х годах дирижер начинает записываться на пластинки. Среди этих работ все Бранденбургские концерты И. С. Баха, одно из забытых произведений И. Брамса— кантата «Ринальдо», симфоническая музыка венских классиков и русских композиторов.
Одной из основных своих задач в оперном театре Аббадо считает постановку вердиевских опер. К работе над ними он стремится привлечь не только лучших певцов из многих стран мира, но и крупнейших режиссеров (Дж. Стреллер, Ф. Дзеффирелли), художников (Р. Гуттузо). В 1970 году дирижер проводит спектакли „Дон Карлоса" в трех крупнейших театрах — в „Ла Скала", „Метрополитен опера" и „Ковент-Гарден", в следующем году руководит постановкой „Симона Бокканегры" на Мюнхенском оперном фестивале, еще через год дирижирует „Аидой" в „Немецкой опере" Западного Берлина. В 1972 году Аббадо участвует в культурной программе Мюнхенской олимпиады, исполняет с коллективом „Ла Скала" „Аиду" и „Реквием" Дж. Верди.
Признанием выдающихся достижений Аббадо явилось его приглашение в 1971 году на пост главного дирижера Венского филармонического оркестра, с которым у Аббадо установился прочный творческий контакт во время совместной работы на Зальцбургских фестивалях. С 1972 года Аббадо совмещал этот пост с должностью музыкального директора „Ла Скала". Но, помимо большой работы в Милане и Вене, дирижер успевает провести турне в США с оркестром Кливленда и Филадельфии, как главный „приглашенный" дирижер работает с Лондонским симфоническим оркестром, помимо фестивалей в Зальцбурге, участвует и в Эдинбургских фестивалях, демонстрирует на Венской фестивальной неделе новую совместную с Ж.-П. Поннелем работу—„Золушку" Дж. Россини с коллективом „Ла Скала."
В 1974 году Аббадо возглавляет гастроли „Ла Скала" в Москве. Не только блестящее исполнение вердиевских „Аиды", „Симона Бокканегры", „Реквиема", россиниевской „Золушки" произвело огромное впечатление. Поразительна трудоспособность выдающегося мастера, в течение месяца проведшего более десяти спектаклей и концертов, не считая большой подготовительной работы и многочисленных репетиций. Каждый спектакль Аббадо поражал колоссальным зарядом творческого энтузиазма, вдохновлявшим всех участников.
Пожалуй, никогда „Ла Скала" так часто не выезжал за пределы Италии, как в период директорства Аббадо. Помимо Москвы, Вены и Мюнхена, театр под его руководством побывал в Лондоне, Париже, Вашингтоне.
В 1970-е годы сложилось сотрудничество Аббадо с советскими исполнителями. Давид Ойстрах, Лазарь Берман, Владимир Атлантов, Евгений Нестеренко — участники концертов, спектаклей, записей на пластинки крупнейшего дирижера Италии. Но особенно плодотворной стала совместная работа Аббадо и Елены Образцовой. С ее участием планируются многие постановки театра, записаны оперы Верди „Аида" и „Бал-маскарад" для фирмы „Deutsche Grammophon".
В 1979 году Аббадо осуществил постановку „Бориса Годунова" М. Мусоргского в „Ла Скала". В том же году дирижер оставил пост руководителя „Ла Скала", но он, по-прежнему, возглавляет отдельные спектакли, записывает на пластинки вердиевские оперы. За время директорства Аббадо театр не только обогатился рядом блестящих постановок — коренным образом изменилась работа „Ла Скала", прежде доступного в основном состоятельной публике. При Аббадо стали систематически проводиться спектакли и концерты для рабочей аудитории. Для постановок ряда опер привлекались лучшие дирижерские силы Европы и Америки, в том числе Зубин Мета и Карл Бем, Вольфганг Заваллиш и Карлос Клайбер.
В 1970 году Аббадо стал главным дирижером Лондонского симфонического оркестра, с которым его связывали годы успешной работы в концертах и студиях звукозаписи.
Как симфонический дирижер Аббадо покоряет совершенством воплощения в звуковую материю самых сложных по форме и философской глубине партитур. В числе его крупнейших достижений — симфонии Г. Малера и А, Брукнера, программная музыка С. Прокофьева. Аббадо — убедительный интерпретатор Бетховена и Брамса, Бартока и Скрябина. Удивительное проникновение в национальную основу музыки и чуткость к индивидуальному стилю автора ставит Аббадо в число лучших зарубежных исполнителей русской и советской классики.
В искусстве Аббадо как бы синтезировались „тосканиниевская" и венская дирижерские традиции, вдохновенный порыв и абсолютная точность, масштабность интерпретатора и глубокое уважение к исполняемой музыке.
Сейчас дирижер находится в расцвете сил и таланта, он желанный гость во всех концертных залах мира, его неутомимая творческая активность убеждает, что впереди у Аббадо еще много замечательных свершений.