«Вероятно, никогда еще не было скрипача, который настолько приблизился бы к вершинам совершенства, как Хейфец», — писал Карл Флеш. Действительно, имя Хейфеца стало синонимом скрипичного мастерства. За более чем полвека он создал исполнительский эталон, которым измеряются современные скрипачи.
В 1962 году Яша Хейфец возглавил класс мастерства в Университете Южной Калифорнии (Лос-Анджелес, США). Таким образом, он возродил традиции великих виртуозов прошлого — Вьетана, Венявского, Иоахима, Изаи, которые при самой интенсивной концертной деятельности находили время, чтобы делиться своим опытом с молодым поколением скрипачей. Учитель Хейфеца, знаменитый Леопольд Ауэр, будучи солистом, участником квартета и дирижером, преподавал в Петербургской консерватории почти 50 лет и создал замечательную педагогическую школу, унаследованную многими его воспитанниками.
Хейфец установил высокий уровень требований для поступающих в свой класс, и только очень подготовленные скрипачи получали право совершенствоваться под его руководством.
После десяти лет преподавательской работы Хейфец решил дать сольный концерт в пользу фонда стипендий музыкальной школы при Университете Южной Каролины. Концерт состоялся в Dorothy Chandler Pavilion в Лос-Анджелесе 23 октября 1972 года, почти через 55 лет после американского дебюта прославленного скрипача (Карнеги холл, 1917 год), и был записан на двух пластинках, составивших настоящий альбом. Эта запись — уникальный документ, свидетельствующий о немеркнущем скрипичном мастерстве Хейфеца и в то же время о его эволюции. Технически Хейфец полностью сформировался уже в тринадцать лет. Совершенство правой и левой руки, легкость в преодолении величайших трудностей, безупречная чистота интонации были отмечены критиками еще в 1914 году. Но стиль скрипача развивался гораздо медленнее, и лишь со временем его игра приобрела сдержанную силу, глубину и мужественную зрелость, свободную от всякой сентиментальности. Его постоянный самоконтроль иногда ошибочно принимали за холодность. В действительности же он презирал все внешние эффекты исполнения; его удивительные пальцы, под которыми трепетала живая душа произведения, его vibrato и portamento, как бы изнутри освещающие звук и создающие пластичную лепку каждой фразы, — все это было поставлено на службу музыкальной мысли.
Выйдя из-под опеки Ауэра в возрасте шестнадцати лет, Хейфец пересмотрел затем весь свой репертуар. Он начал включать в программы новые концерты — Уолтона, Кастельнуово-Тедеско, Рожи, Корнгольда, Грюнберга, пьесы Рахманинова, Прокофьева, Гершвина, одним из первых исполнил Второй концерт Прокофьева. Он вступил в царство камерной музыки, с увлечением играл в камерных ансамблях, где его скрипка была не хозяином, но лишь первой среди равных.
Итак, Хейфец-скрипач достиг мастерства в тринадцать лет, но Хейфец-музыкант никогда не стоял на месте, никогда не переставал расти. Эта запись — итог творческой жизни большого музыканта, жизни, полной замечательных художественных открытий.
В 1971 году семидесятилетний Хейфец снялся в часовом телевизионном фильме-концерте. Поразительно, как мало изменилась манера игры скрипача! Он держит инструмент очень высоко, без какой-либо видимой опоры на плечо. Лицо обращено прямо к скрипке. Глаза, почти закрытые, внимательно следят за смычком и пальцами. Локоть правой руки направлен под углом вверх, что противоречит классической постановке, но, очевидно, удобно для его индивидуальной техники. Смычок плотно прилегает к струнам. Фигура почти неподвижна, лицо выражает крайнюю сосредоточенность, ни единого лишнего или показного жеста. Так он играл в семнадцать лет, так он играет в семьдесят.
Доктор Б. ШВАРЦ (из аннотации к альбому фирмы CBS)